Интернет-магазин Форум Новости О нас Контакты

Веды, ведическая литература

Философия

Йога

Аюрведа

Астрология

Васту архитектура

Психология

Вегетарианство

Кулинария

Веды детям

Материалы

Наши друзья

Наша миссия


Яндекс цитирования

Rambler's Top100
 

История аюрведы


Vyasa.ru - школа ведической культуры

 »

Аюрведа

 » История аюрведы

В качестве эпиграфа стих из “Мукунда-мала-стотры”:
кришнас твадия пада панкаджа. Перевод: “О Господь Кришна, в этот момент пусть лебедь моего ума запутается в лотосных стеблях Твоих лотосных стоп. Как я смогу помнить о Тебе в момент смерти, когда к моему горлу подступит слизь, желчь и воздух [капха, вата, питта]?”
В Пуранах подробно описывается происхождение “Аюр-веды”, и о том, как знание “Аюр-веды” передавалось по цепи ученической преемственности.
Говорится, что когда Кришна вложил знание в сердце Брахмы, вместе с ведическим знанием он дал ему также знание “Аюр-веды”. То есть изначально в этой вселенной источником аюрведического знания был сам творец этой вселенной - Брахма. Брахма передал разные части ведического знания своим потомкам. В частности, “Аюр-веду” он передал небезызвестному Дакше, который занимался умножением населения вселенной.
Дакша передал аюрведическое знание Ашвини-Кумарам, которые стали с тех пор врачами на райских планетах. Они лечили полубогов. И от Ашвини-Кумаров это знание получил Индра.
В Пуранах рассказывается такая история. Однажды Индра заболел. И он обратился к Кумарам, как сохранить свое здоровье. Он понял, что довел себя злоупотреблением чувственными наслаждениями, которыми он постоянно занимался. Поэтому он пошел к Ашвини-Кумарам и сказал: “Объясните мне, как я могу удовлетворять свои чувства и при этом не болеть?” Тогда Ашвини-Кумары педали ему науку “Аюр-веды”,
и от Индры “Аюр-веда” была передана трем мудрецам: Атрее и Бхарадвадже.Мудрец Бхарадважа посетил Индру на Индралоке и получил от него это знание. Так он стал первым человеком получившим знание Аюрведы. Бхарадвадж передал его Атрейе тот Пунарнвасу, а тот затем Агнивеше.
Индра передал знание и Кашьяпе Муни, который занимался увеличением населения вселенной и у него было очень много разных потомков из разных видов жизни, поэтому Муни Индра передал ему педиатрию и гинекологии, чтобы он знал, как ухаживать за детьми.
В трета юге приходил Дханвантари и дал знание хирургии. Безусловно мы знаем, что Дханвантари является воплощением Самого Господа Кришны, поэтому правильней было бы сказать, что Дханвантари воплотился, чтобы дать людям знание “Аюр-веды”. Дханвантари в своих произведениях, в основном, описывал хирургию. То есть помимо основных принципов “Аюр-веды”, Дханвантари принес людям хирургическое знание. Эта школа получила развитие в 9-6 веке до нашей эры.
Бхарадвадж и Кашьяп относятся к двапара юге.
По линии Бхарадваджа сформировалася школа терапевтов основателем которой считаеся Атрейа муни.
Ведические источники и рукописи
Как вы знаете, ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. Оно всегда так передавалось, но, к сожалению, цепь ученической преемственности иногда прерывается. Именно это и произошло с “Аюр-ведой”. Все древние тексты, которые оставили нам эти мудрецы, к сожалению, до нас не дошли.
Аюрведа считается ветьвью Атхарва веды и содержит 5977 стихов где описывается анатомия физиология и хирургия..
Риг-веда
также содержит 10572 гимна описывающие тип конституции вата, питта, капхаа. Также Риг-веда дает различные моменты связанные с пересадкой органов, искутсвенными конечностями и использованием трав. (перечислено 67 видов лекарственных растений и их применение.)
В “Яджур-веде” - 81, а в “Атхарва-веде” - 296.
Чарака-самхита” Атрейя составил Чарак самхиту в 1 веке нашей эры
-
предаствляет школу Атрейи (Айтрее или Атрее, или по крайней мере какому-то из последователей Айтреи Муни) и описывает физиологию, анатомию етиологию , патогенез, симптомы и признаки болезней и методы диагностики, лечение и предписания для пациентов, а также то как предотвращать болезни и достигать долголетия.
“Чарака-самхита” - это огромное произведение, занимающее примерно шесть толстых томов.
Одним из главных постулатов Чарак-самхиты является то, что причиной всех болезней явлется утрата веры в Бога.
Сушрута-самхита
Сушрут записал Сушрут Самхиту в 5-4 веке до нашей эры со слов самого Дханвантари (школа Дханвантари). Там, в основном, описаны, общие принципы “Аюр-веды” и хирургия: очень тонкие операции, пластические операци, кесарево сечение и так далее.
В текстах Сушрут Самхиты описываются хирургичские инстументы, классификация абсцессов, воспалений, ран, описывается как делать ампутации, а также пластическая, анальная и рактальная хирургия.
Человекеская анатомия описываестся в мельчайших деталях которые включают в себя описание костей, суставов, нервов, сердца, кровеносных сосудов.
Также впервые дано понятие о биологически активных точках, марма точках позднее развитое в Китайской медицине в теорию аккупунктуры.
Гаруда-Пурана
Сам Дханвантари учит “Аюр-веде” Своих учеников.
“Гаруда-Пурана” относится к Пуранам в гуне благости, и там дается более благостное аюрведическое знание, сатвическое аюрведическое знание.
Агни-Пурана
Тоже Сам Дханвантари учит “Аюр-веде” Своих учеников, но оно смешанно с тамасом и раджасом.
Также сохранились еще некоторые самостоятельные произведения аюрведистов древности, которые были тоже комментариями на ведические писания. Сами изначальные писания не сохранялись, но комментарии к ним остались. Вот и все, что касается истории.
-В восьмом веке был написан текст Аштанга хридайа,
-В 9 веке Мадхава ниданам (диагностика)
-В 14 веке впервые начали использовать ртуть для лечения.
-В 13 веке была составлена книга Аюрведических рецептов Шарнгадхара самхита.
Разделение на 8 частей
В последствии все знание которое касалось здоровья из Вед было выделено в отдельную веду Упа-веду.
“Аюр-веда” помимо основного знания, где описывается физиология организма и воздействие на организм различных растений, всего остального, имеет восемь специальных ответвлений.
Эту работу по разделению и классификации провела Школа Атреии и эта методика является действительной по сей день. Это также облегчало изучение Аюрведы в древних Аюрведических колледжах. Заслуга школы Атреии муни в том, что его ученики провели эту классификацию и опробировали практически все методы которые описывали.
1 - Кай чикитса или внутренняя медицина.
Описывает то, что связано с душой, умом и телом.
Принятая в Аюрведе психосаматическая теория поддерживает, то мнение что ум создает болезни теле и психическое сфере.
Здесь описываются семь типов конституции создаваемых различными сочетаниями трех дош вата - воздух, питта- огонь и кафа - вода. Также здесь описывается как определить причины болезни и шесть стадий ее развития.
Уникальность и ценность этого знания в том, что даже с помощью современных диагностических приборов можно определять болезнь только на пятой или шестой стадии, но известно чем раньше болезнь обнаружена тем легче она и лечится.
Понятие о норме в Аюрведе строго индивидуально и определяется по состоянию дош в соответствии с типом конституции человека и его возрастом. Сбалансированное состояние дош и есть здоровое состояние, а отклонение это патология.
Также в кай чикитса описывается более 2000 Аюрведических растений.
Описываются различные лечебные методы на первом месте среди которых стоит панча карма - система очищения и омоложения. С помощью панча-кармы тело очищается от токсинов и затем запускается естественный механизм регенерации или обновления.
2 - Шалакья Тантра или ветвь которая имеет дело с заболеваниями головы и шеи.
То есть с ушами, носом, горло, глазами, ртом. Сушрута самхита описывает около 72 заболеаний глаз, хирургические процедуры для этих заболеваний и другие заболевания ушей, носа и горла.
3 - Шалья Тантра или обычная хирургия.
Более 2000 лет в Аюрведе были известны сложнейшие методы хирургических операци. Затем эти методы распространились в Египте, Греции и Риме, а оттуда по всему миру.
4 - Агад Тантра или токсикология
Описывает типы токсинов в воздухе, в воде, токсины в животных и минералах, в овощах, а также знание о том как действовать во время эпидемий, и то так распознавать различные инфекционные заболевания.
5 - Бхута видья: имеет дело с болезнями связанными с психиатрией и духами вселившимися в человека. (психология, психиатрия и демонология) .
Эта ветвь Аюрведы специализируется на психических заболеваниях в том числе тех которые вызываются духами. Там подробнейшим образом изучаются различные тонкие живые существа, которые могут входить в тело и каким образом можно избавиться от этих нежелательных тонких влияний.
Кроме лекарств здесь описывается режим дня и различные йогические методы асаны пранаяма, мантры и тд.пятое - это бутавидйа,.
6 - Каумарабхратья или педиатрия
Эта ветвь описывает пренатальные и постнатальные методы заботы о здоровье матери и ребенка.
Сюда включены следующие разделы: методы зачатия, планирование пола ребенка, его качеств и конституции, а также процесс развития плода и болезни детей, и матери.
7 - Расаяна или омоложение, ювенология
Предотвращение болезней омоложение и продление жизни рассматривается в этой части Аюрведы.
Чарак говорил, что важнейшим фактором для продления жизни является следование моральным принципам религии.
8 - Ваджикарана - Афродизиак, наука о сексуальной функции.
Эта часть описывает два аспекта бесплодие, мужское и женское, а также духовное совершенствование и то как преобразовать сексуальную энергию в духовную энергию с помощью соблюдения целибата.
Аюрведа в наши дни
В 10-том веке существовал очень интенсивный обмен научными и медицинскими знаниями между арабским миром и Индией. Различные книги по Аюрведе были переведены на арабский и затем включены в арабские тексты.
Множество знаменитых арабских врачей, такие как Разес или Авиценна живших с 10 по 19 века в совершенстве знали Аюрведу.
В 13-том веке их труды были переведены на латынь и стали стандартными медицинскими текстами в Европе.
Совершенно очевидно, что Аюрведа является родоначальницей западной медицины.
Во время Империи Моголов в 16 том веке в Индии получила распространение мусульманская медицина Унани тиб, которая основывается на Галеновской системе тканевой патологии. Многие положения этой системы совпадают с Аюрведой, но в этот период Аюрведа подвергалась серьезным гонениям и даже сжигались книги по Аюрведе и т.д., а также под давлением мясоедов Аюрведические врачи включили в древние тексты рецепты с содержанием продуктов мясного происхождения .
В то время когда Индия была колонией Англией было основано множество школ чисто западной медицины.
В 1912 - 1917 годах когда был введен закон о регистрации практикующих врачей, аюрведические врачи оказались вне закона даже в самой Индии.
И с 1947 года когда Индия обрела независимость началось возрождение Аюрведы.
Сейчас факультеты Аюрведы имеется в 150 университетах, а также работают более 100 аюрведических колледжа по всей Индии. Как правило при каждом университете или коледже имеется своя клиника.
Постепенно происходит интеграции Аюрведы и соверменной медицины. Пример тому доктор Панкадж Наран и его жена Сита из Бомбея, который использует кроме Аюрведы соверменные методы лечения и диагностики. Доктор Наран осматривает в день по 350-400 пациентов и уже создал сеть клиник по всему миру. В его клиниках успешно излечиваются такие заболевания как СПИД ,рак, рассеяный склероз и другие считающиеся неизлечимыми.
 
 
Интересные факты

Наверное, все помнят из курса школьной программы о том, что ученые прошлых веков считали Землю плоской. Все так же знают, что это мнение ошибочно. Но так ли это на самом деле?

подробнее »
«Я могу утверждать, что религиозное чувство, имеющее некий космический исток, в научных исследованиях переживается особенно остро. Без сомнения, это чувство сильнее всего ощущали первые создатели научных концепций. Научное, рациональное понимание строения Вселенной даёт человеку самое глубокое чувство веры. Понимание Вселенной, обретённое после многих лет работы, одарило такими глубокими чувствами Кеплера и Ньютона. Те, кто оставался лишь в практической сфере научных исследований, всегда и везде давали этому факту ошибочные объяснения. Эта интуиция и вдохновение наполняют сердца лишь тех, кто отдал всю свою жизнь науке, и только такие люди, несмотря на тысячу и одну трудность, продолжают свои поиски.»
Альберт Эйнштейн