Интернет-магазин Форум Новости О нас Контакты

Веды, ведическая литература

Философия

Йога

Аюрведа

Астрология

Васту архитектура

Психология

Вегетарианство

Кулинария

Веды детям

Материалы

Наши друзья

Наша миссия


Яндекс цитирования

Rambler's Top100
 

Исторический обзор принятия идеи о реинкарнации в Западных странах


Vyasa.ru - школа ведической культуры

 »

Философия

 »

Реинкарнация

 » Исторический обзор принятия идеи о реинкарнации в Западных странах

Вступление

Немецкий философ девятнадцатого столетия Артур Шопенгауэр однажды заметил: "Если бы азиат попросил меня дать определение понятия "Европа", я был бы вынужден так ответить ему: "Это часть мира, где слепо и упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его первое появление на свет".[1]
Действительно, материалистическая наука, господствующая идеология Запада, веками пресекала проявления сколько-нибудь серьезного интереса к проблеме предсуществования и возможности существования сознания отдельно от тела. Тем не менее на протяжении всей истории Запада находились мыслители, которые понимали и пытались отстоять концепцию бессмертия сознания и переселения души. А огромное количество философов, писателей, художников, ученых и политических деятелей серьезно задумывалось над этой идеей.
Древняя Греция
Среди древнегреческих философов, в чьи учения идея реинкарнации вошла неотъемлемой частью, можно назвать Сократа, Пифагора и Платона. В конце жизни Сократ сказал: "Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых".[2] Пифагор утверждал, что помнит свои прошлые жизни, а основные труды Платона содержат примеры подробных описаний перевоплощения. Вкратце суть его теории в том, что, влекомая чувственным желанием, чистая душа из мира абсолютной реальности падает на землю и облачается в физическое тело. Сначала опустившаяся в этот мир душа рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа, устремленного к высшему знанию. Если знание философа достигает совершенства, он может вернуться в бессмертие. Если же он безнадежно запутался в материальных желаниях, он деградирует и в следующий раз рождается в облике животного. Платон считал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, люди необузданные и несправедливые могут родиться волками и ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчелами и муравьями. Через некоторое время душа снова эволюционирует до человеческой формы и получает еще одну возможность обрести свободу.[3] Некоторые ученые полагают, что Платон и другие древнегреческие философы черпали знания о реинкарнации из мистических теорий, подобных орфизму, или из тридиций Индии.
Иудаизм
В древней Северной Африке, в Малой Азии и на Среднем Востоке от Анатолии и Египта до Персии концепция переселение душ считалось общепринятым. Ветхий Завет содержит некоторые примеры веры в перерождение души в другом теле. Так в Псалмах (90:3-4) говорится: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: 'возвратитесь, сыны человеческие!'»
Сведения о прошлых и будущих жизнях часто встречаются в "Кабале", которая, по мнению многих исследователей иудаизма, содержит ключ к расшифровке тайного смысла священных писаний. В "Зохаре", одном из главных текстов "Кабалы", говорится: "Души должны вернуться в абсолютную субстанцию, из которой они некогда вышли. Но для того чтобы сделать это, они должны развить в себе все совершенства, семя которых заложено в них; и если они не достигнут этого за одну жизнь, им придется начать вторую, третью жизнь и так далее, пока они не обретут состояние, которое сделает их достойными воссоединения с Богом".[4] По данным "Большой еврейской энциклопедии", эти взгляды разделяют и евреи-хасиды.[5]
:Из "Германской Энциклопедии" 1907 г. (т.18, стр. 263): «Авторы Талмуда считали доказанным, что Бог создал ограниченное число еврейских душ, чтобы они возвращались в земное существование до тех пор, пока там существовали евреи, может быть, даже в форме животных, чтобы получить какой-то урок. Но все будут очищены в Последний День и подняты в телах праведников в Обещанную Землю.»
Этот отрывок показывает, что идея реинкарнации, пусть не всегда четко выраженная, присутствовала в учениях иудаизма и раннего христианства.
К 30 году н.э. иудеи были хорошо знакомы с доктриной перевоплощения душ, которую они называли "гилгал" ("колесо", "цикл"). Иероним Стридонской[6], один из отцов христианской церкви, сообщает, что понятие гилгала было общедоступным знанием среди первых христиан.
Христианство
Реинкарнация несколько раз упоминается в Новом Завете, хотя такие ссылки обычно игнорируются или неправильно понимаются. Вера в перевоплощение в ранних христианских общинах была в порядке вещей, пока не стала жертвой исторической ошибки, совершенной на Вселенском Соборе в Константинополе в 533 году н.э. Объявленая еретической, она с тех пор запрещена в "христианской" доктрине.
В III веке н.э. теолог Ориген, один из отцов христианской Церкви и выдающийся знаток Библии, писал: "Из-за своей склонности ко злу некоторые души... входят в тела, поначалу человеческие; затем, за неразумные страсти, прожив отпущенный им срок человеческой жизни, они превращаются в животных, с уровня которых деградируют до уровня... растений. Из этого состояния, через те же стадии, они поднимаются, и им возвращают их место в раю".[7]
В самой Библии много указаний на то, что Христос и его ученики знали о принципе реинкарнации. Однажды ученики попросили Иисуса объяснить им смысл ветхозаветного пророчества о том, что Илия снова появится на земле. В Евангелии от Матфея мы читаем: "Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе".[8] Иначе говоря, Иисус провозгласил, что обезглавленный Иродом Иоанн Креститель был реинкарнацией пророка Илии.
Анафема Юстиниана.
Так в 553 году, на Пятом Вселенском Соборе в Констинтанополе, при обстоятельствах, которые и на сегодня остаются загадкой, византийский император Юстиниан приказал изъять из догматов Римской Католической Церкви учения о предсуществовании души. Тогда же был принят декрет, в котором доктрина перевоплощения была объявлена ересью. Однако подробное рассмотрение :показывает, что доктрина перевоплощения была отвергнута персональным вето императора Юстиниана, и это не было частью резолюций Собора.
В это время было уничтожено большое количество принадлежавших Церкви материалов, и ученые считают, что тогда же из церковных писаний исчезли все тексты, посвященные реинкарнации. Однако гностические[9] секты Запада, несмотря на жестокое преследование их со стороны церкви, не дали погибнуть доктрине реинкарнации.
Ислам
Коран говорит: "Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены".[10] Последователи Ислама, и это прежде всего относится к суфистам, верят, что смерть -- это ни в коем случае не исчезновение, ибо бессмертная душа постоянно переходит из одного тела в другое. Джалалу'Д-Дин Руми, известный поэт-суфист, пишет:
«Я умер как минерал и стал растением, Я умер как растение и возрос до зверя, Я умер как зверь и стал человеком. Чего же мне бояться? Когда со смертью меня становилось меньше?»[11]
Средние века и эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения вновь пробуждается интерес общества к реинкарнации. Одной из самых заметных фигур этого времени был выдающийся итальянский философ и поэт Джордано Бруно, впоследствии, за свое учение о реинкарнации, приговоренный Инквизицией к сожжению на костре. В заключительном ответе на предъявленные ему обвинения Бруно бесстрашно заявил, что душа -- "это не тело" и что "она может находиться как в одном, так и в другом теле и переходить из одного тела в другое".[12]
В условиях жестокого преследования со стороны Церкви учение о реинкарнации могло существовать только в глубоком подполье; так, на Европейском континенте оно сумело выжить только в тайных обществах розенкрейцеров, франкмасонов, кабалистов и т.п.
Эпоха Просвещения
В эпоху Просвещения мыслящие люди в Европе начали освобождаться от пут церковной цензуры. Великий философ Вольтер писал, что доктрина реинкарнации "не абсурдна и не бесполезна", и что "Родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды".[13]
И все-таки нельзя не удивляться тому, что в Америке результатом распространившегося сюда из-за океана интереса к этому вопросу было не только глубокое влияние идеи перевоплощения на некоторых отцов нации, но и полное принятие ими этой идеи. Глубокой верой проникнуты слова Бенджамина Франклина: "Обнаружив, что я существую в этом мире, я верю, что в той или иной форме я буду существовать всегда".[14]
В 1814 году бывший президент Соединенных Штатов Джон Адамс, читавший книги по индусской религии, писал другому бывшему президенту, "мудрецу Монтичелло", Томасу Джефферсону, о доктрине реинкарнации. По словам Адамса, некоторые восставшие против Верховного Существа "души были низвергнуты в область совершенной тьмы". Затем их выпустили из темницы и позволили подняться на землю, чтобы они смогли переселиться во всевозможных животных (рептилий, птиц, зверей и людей), в зависимости от их положения и характера, и даже в овощи и минералы, и там, в служении, пройти свой испытательный срок. Если они безупречно проходили положенные им градации, они превращались в коров и людей. Если в теле человека они вели себя подобающим образом,...им возвращали их изначальный статус и наслаждение в раю".[15]
Наполеон -- в Европе -- любил рассказывать своим генералам, что в предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань.[16] Иоганн Вольфганг фон Гете, один из величайших немецких поэтов, известный драматург и ученый, также верил в перевоплощение и вероятнее всего познакомился с этой идеей, читая индийскую философию: "Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться еще тысячу раз".[17]
Трансцендентализм
Интерес к перевоплощению и индийской философии был в значительной степени присущ и американским трансценденталистам, включая Эмерсона, Уитмена и Торо. Эмерсон писал: "Одной из загадок мира можно считать то, что все вещи существуют и не умирают, а только на время исчезают из поля зрения, чтобы потом вернуться... Ничто не мертво; люди только притворяются мертвыми и покорно переносят похороны и скорбные некрологи; а между тем -- вот они, стоят и глядят в окно, здоровые и невредимые, в каком-то новом, непривычном для нас обличье".[18] Из "Катха Упанишад", одной из многочисленных в его библиотеке книг по древней индийской философии, Эмерсон цитирует: "Душа не рождается, она не умирает; ее не из кого не создавали... Нерожденная, вечная, она не гибнет, хотя тело гибнет".[19]
Торо, автор "Уолдена", или "Жизни в лесах", писал: "Насколько я себя помню, я всегда, сам того не сознавая, обращался к опыту одного из предыдущих состояний своего существования".[20] Еще одно свидетельство глубокого интереса Торо к реинкарнации – рукопись "Переселение семи Брахманов", найденная в 1926 году. Эта небольшая по объему работа представляет собой английский перевод рассказа о переселении души, взятого из древней истории, написанной на санскрите. Эпизод, связанный с переселением душ, прослеживает последовательные перевоплощения семи мудрецов в охотников, принцев и животных.
А Уолт Уитмен в своем стихе "Песнь о себе" пишет:
Я знаю: я – бессмертен ...
Мы исчерпали триллионы зим и лет,
и еще триллионы – до них.
триллионы их ждут нас еще впереди.[21]
Во Франции знаменитый писатель Онорэ Бальзак посвятил реинкарнации целый роман "Серафита". В нем Бальзак утверждает: "Все человеческие существа проходят через предыдущую жизнь... Кто знает, сколько телесных форм занимает наследник рая, прежде чем его подведут к пониманию ценности уединенного молчания, звездные просторы которого -- всего лишь преддверие духовных миров".[22]
В "Давиде Копперфильде" Чарлз Диккенс пытался осмыслить опыт, который косвенно подтверждает существование феномена deja-vu, или воспоминаний о прошлых жизнях. "Все мы переживали время от времени возникающее у нас ощущение, что то, что мы говорим и делаем, уже было сказано и сделано в каком-то далеком прошлом; ощущение того, что в какое-то далекое и почти стершееся из памяти время нас окружали те же лица, предметы и обстоятельства..."[23]
А в России великий Лев Толстой писал: "Как снов мы переживаем тысячи в этой нашей жизни, так и эта наша жизнь есть одна из тысяч таких жизней, в которые мы вступаем из той, более действительной, реальной, настоящей жизни, из которой мы выходим, вступая в эту жизнь, и возвращаемся, умирая. Наша жизнь есть один из снов той, более настоящей жизни, и так далее, до бесконечности, до одной последней, настоящей жизни, -- жизни Бога".[24]
Современность
Обратившись к двадцатому веку, мы обнаруживаем, что идея реинкарнации привлекает внимание одного из самых влиятельных художников Запада, Поля Гогена. В последние годы своей жизни, на Таити, он писал, что, когда разрушается физический организм, "душа выживает". Гоген считал, что душа облачается в другое тело, деградируя или возвышаясь, сообразно своим достоинствам или недостаткам". По мнению этого художника, на Запад идею постоянного возрождения принес Пифагор, услышавший о реинкарнации от мудрецов древней Индии.[25]
Автомобильный магнат США Генри Форд сказал как-то в интервью газете: "Я принял теорию реинкарнации, когда мне было двадцать шесть... Гений -- это опыт. Некоторые, похоже, считают, что это дар или талант, на самом же деле это плод опыта, накопленного за многие жизни".[26] Созвучны с этими взглядами слова американского генерала Георга С.Паттона о том, что военным искусством он овладел на древних полях сражений.
Реинкарнация -- часто повторяющаяся тема книги "Улисс", написанной ирландским романистом и поэтом Джеймсом Джойсом. В хорошо всем известном месте романа герой Джойса мистер Блум говорит своей жене: "Некоторые верят, что после смерти мы продолжаем жить в другом теле, что мы жили раньше. Они называют это реинкарнацией. Что все мы жили раньше, тысячи лет назад, на земле или на какой-то другой планете. Они говорят, что мы забыли об этом. Некоторые говорят, что они помнят свои прошлые жизни".[27]
Джек Лондон сделал тему перевоплощения основной темой своего романа "Звездный скиталец", главный герой которого говорит: "Я не начинался ни в момент рождения, ни в момент зачатия. Я рос и развивался неисчислимые тысячелетия... Все мои прежние "я" присутствуют во мне своими голосами, эхом и побуждениями... О, сколько неисчислимых раз мне предстоит еще родиться, а все эти болваны вокруг меня думают, что, сдавив мне шею веревкой, они заставят меня перестать существовать".[28]
В "Сиддхартхе", классическом романе-поиске лауреат Нобелевской премии Герман Гессе писал: "Он видел все эти формы и лица и их тысячами взаимосвязей... рождающимися вновь. Каждый был бессмертен, являя собой трагический пример всего преходящего... Однако ни один из них не умирал, они только изменялись, постоянно возрождались, постоянно обретали новое лицо: между одним лицом и другим было только время".[29]
Многие естествоиспытатели и психологи также верили в реинкарнацию. Один из самых выдающихся физиков современности Карл Юнг пользовался понятием вечного "я", которое переживает многие рождения как средство постижения глубочайших тайн "я" и сознания. Он говорил: "Я легко могу себе представить, что мог жить в прежние века и столкнуться там с вопросами, на которые я еще не был в состоянии ответить; что я должен был родиться вновь, ибо еще не выполнил порученного мне задания".[30]
Английский биолог Томас Хаксли отмечал, что "доктрина переселения души" была "способом дать убедительное объяснение действию космоса по отношению к человеку", и подчеркивал, что "только самые нетерпеливые из ученых станут отвергать эту доктрину по причине ее якобы заведомой абсурдности".[31]
Американский ученый Эрик Эриксон, один из ведущих специалистов в области психоанализа, занимавшийся, в частности, проблемой совершенствования человека, убежден в том, что реинкарнация лежит в основе системы верований человека: "Давайте не будем закрывать глаза на это: в глубине души ни один здравомыслящий человек не может представить себе свое существование, не допуская при этом, что он жил всегда и будет жить после этой жизни".[32]
Махатма Ганди, один из величайших политических деятелей современности и страстный проповедник ненасилия, однажды объяснил, каким образом практическое понимание перевоплощения поддержало в нем надежду на осуществление его мечты о всеобщем мире. "Я не допускаю самой мысли неизбежности вечной вражды между людьми, и, веря в теорию возрождения, живу надеждой, что если не в этом, то в каком-нибудь другом рождении я смогу заключить все человечество в свои дружеские объятия".[33]
В один из своих самых популярных рассказов Дж.Д.Сэлинджер вводит образ Тедди, не по годам развитого мальчика, который вспоминает свой опыт перевоплощения и, не очень подбирая выражения, говорит: "Глупости! Нет ничего проще -- умираешь и выходишь из своего тела. Да каждый это делал тысячи раз. А если они этого не помнят, то это еще не значит, что они этого не делали".[34]
В Романе Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" главный герой, чайка Джонатан, "тот яркий огонек, что горит внутри каждого из нас", проходит ряд перевоплощений, то поднимающих его с земли на небеса, то возвращающих его на землю, чтобы он просвещал менее удачливых чаек. Один из наставников Джонатана спрашивает: "Представляешь ли ты, сколько жизней мы должны были прожить, чтобы только подойти к пониманию того, что жизнь -- это нечто большее, чем еда, борьба или власть над Стаей? Тысячи жизней, Джон, десятки тысяч! -- А после них еще сотни жизней, прежде чем мы узнали, что существует то, что называют совершенством; и еще одну сотню жизней, чтобы понять, что цель нашего существования в том, чтобы понять это совершенство и являть его".[35]
В своих замечательных рассказах лауреат Нобелевской премии Исаак Башевис Зингер часто говорит о прошлых жизнях, новом рождении и бессмертии души. "Смерти нет. Как может существовать смерть, если все есть часть Бога? Душа никогда не умирает, так же как тело никогда не бывает живым". [36]
А английский поэт-лауреат Джон Мейсфилд в хорошо известном стихе, посвященном прошлой и настоящей жизни, пишет:
Я думаю, что, когда человек умирает,
Его душа снова возвращается на землю,
В наряде новой плоти.
Другая мать дает ему рожденье,
И с более крепкими членами и более цепким умом
Старая душа снова пускается в путь.[37]
Свидетельство того, что музыкант, композитор-песенник и один из бывших прославленных Битлов Джордж Харрисон серьезно относился к идее перевоплощения, мы находим в высказанных им сокровенных мыслях, касающихся взаимоотношений между людьми. "Друзья -- это все души, которые мы знавали в других жизнях. Нас влечет друг к другу. Вот что такое для меня друзья. Даже если я знал их только в течение одного дня, этого вполне достаточно. Я не собираюсь ждать, пока пройдут два года знакомства, потому что в любом случае, видишь ли, мы наверняка где-то встречались раньше".[38]

 
[1] Parerga and Paralipomena, II, Chapter 16.
[2] Phaedo, translator Benjamin Jowett.
[3] Phaedrus.
[4] E. D. Walker, Reincarnation: A Study of Forgotten Truth. Boston: Houghton Mifflin, 1888, p. 212.
[5] Article, “Souls, Transmigration of.”
[6] ИЕРОНИМ (Hieronimus) Стридонский (ок. 342-420), христианский писатель и богослов, один из великих учителей Западной церкви. Друг и секретарь (382-384) папы Дамаса, после смерти которого отправился на Восток и с 386 жил в Вифлееме. Ему принадлежит латинский перевод Библии (т. н. Вульгата), догматико-полемические и нравоучительные сочинения, книга «О знаменитых мужах» (о жизни и сочинениях отцов Церкви и церковных писателей первых четырех веков). Память в Православной церкви 15 (28) июня, в Католической — 30 сентября. [Статья из Большой энциклопедии]
[7] De Principiis, Book III, Chapter 5. Ante-Nicene Christian Library, editors, Alexander Roberts and lames Donaldson. Edinburgh: Clark, 1867.
[8] от Матфея, 17:9–13.
[9] Гностический – производное от греч. "гнозис", т.е. "знание".
[10] Sura 2:28.
[11] R. A. Nicholson, Rumi, Poet and Mystic. London: Allen & Unwin, 1950, p. 103.
[12] William Boulting, Giordano Bruno, His Life, Thought, and Martyrdom. London: Kegan Paul, 1914. pp. 163-64.
[13] Quoted in Emil Block’s Widerholt Erdenleben. Stuttgart: 1952, p.31.
[14] Letter to George Whatley, May 23, 1785. The Works of Benjamin Franklin, editor, Jared Sparks. Boston: 1856, X, p. 174.
[15] Letter to Thomas lefferson, March 1814. Correspondence of John Adams.
[16] Emil Ludwig, Napoleon. New York: Boni & Liveright, 1926 p. 245.
[17] Memoirs of Johannes Falk. Leipzig: 1832. Reprinted in Goethe-Bibliothek, Berlin: 1911.
[18] The Selecled Writings of Ralph Waldo Emerson, editor, Brooks Atkinson, New York: Modern Library, 1950, p. 445.
[19] Emerson’s Complete Works. Boston; Houghton Mifflin, 1886, IV. p. 35.
[20] The Journal of Henry D. Thoreau. Boston; Houghton Mifllin, 1949, 11, p. 306.
[21] Walt Whitman’s Leaves of Grass, 1st (1855) edition, editor, Malcolm Cowley. New York: Viking, 1959.
[22] Balzac, La Comedie Humaine. Boston: Pratt, 1904, XXXIX, pp. 175-76.
[23] Chapter 39.
[24] Moscow: Magazine, The Voice of Universal Love, 1908, No. 40, p. 634.
[25] Modern Thought and Catholicism, translator, Frank Lester Pleadwell. Privately printed, 1927. The original manuscript is now held by the St. Louis Art Museum, St. Louis, Missouri.
[26] San Francisco Examiner, August 28, 1928.
[27] First episode, “Calypso.”
[28] New York: Macmillan, 1919, pp. 252-54.
[29] New York: New Directions, 1951.
[30] Memories, Dreams, and Reflections. New York: Pantheon, 1963, p. 323.
[31] Evolution and Ethics and Other Essays. New York: Appleton, 1894, pp. 60-61.
[32] Gandhi’s Truth. New York: Norton, 1969, p. 36.
[33] Young India, April 2, 1931, p. 54.
[34] J. D. Salinger, Nine Stories. New York: Signet paperback, 1954.
[35] New York: Macmillan, 1970, pp. 53-54.
[36] A Friend of Kafka and Other Stories. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1962. (Stories from Behind the Stove)
[37] “A Creed,” Collected Poems.
[38] I, Me, Mine. New York: Simon and Schuster, 1980.
Интересные факты

Представим себе, что вся Вселенная - это зернышко.

подробнее »
«Вы только что отобедали; и как бы тщательно ни была скрыта скотобойня от вашего нечаянного взора, сколько долгих миль ни разделяло бы вас - соучастие налицо»
Ралф Уолдо Эмерсон