История аюрведы

В качестве эпиграфа стих из “Мукунда-мала-стотры”:
кришнас твадия пада панкаджа. Перевод: “О Господь Кришна, в этот момент пусть лебедь моего ума запутается в лотосных стеблях Твоих лотосных стоп. Как я смогу помнить о Тебе в момент смерти, когда к моему горлу подступит слизь, желчь и воздух [капха, вата, питта]?”
В Пуранах подробно описывается происхождение “Аюр-веды”, и о том, как знание “Аюр-веды” передавалось по цепи ученической преемственности.
Говорится, что когда Кришна вложил знание в сердце Брахмы, вместе с ведическим знанием он дал ему также знание “Аюр-веды”. То есть изначально в этой вселенной источником аюрведического знания был сам творец этой вселенной — Брахма.Брахма передал разные части ведического знания своим потомкам. В частности, “Аюр-веду” он передал небезызвестному Дакше, который занимался умножением населения вселенной.

Дакша передал аюрведическое знание Ашвини-Кумарам, которые стали с тех пор врачами на райских планетах. Они лечили полубогов. И от Ашвини-Кумаров это знание получил Индра.

В Пуранах рассказывается такая история. Однажды Индра заболел. И он обратился к Кумарам, как сохранить свое здоровье. Он понял, что довел себя злоупотреблением чувственными наслаждениями, которыми он постоянно занимался. Поэтому он пошел к Ашвини-Кумарам и сказал: “Объясните мне, как я могу удовлетворять свои чувства и при этом не болеть?” Тогда Ашвини-Кумары педали ему науку “Аюр-веды”, и от Индры “Аюр-веда” была передана трем мудрецам: Атрее и Бхарадвадже.Мудрец Бхарадважа посетил Индру на Индралоке и получил от него это знание. Так он стал первым человеком получившим знание Аюрведы. Бхарадвадж передал его Атрейе тот Пунарнвасу, а тот затем Агнивеше.

Индра передал знание и Кашьяпе Муни, который занимался увеличением населения вселенной и у него было очень много разных потомков из разных видов жизни, поэтому Муни Индра передал ему педиатрию и гинекологии, чтобы он знал, как ухаживать за детьми.
В трета юге приходил Дханвантари и дал знание хирургии. Безусловно мы знаем, что Дханвантари является воплощением Самого Господа Кришны, поэтому правильней было бы сказать, что Дханвантари воплотился, чтобы дать людям знание “Аюр-веды”. Дханвантари в своих произведениях, в основном, описывал хирургию. То есть помимо основных принципов “Аюр-веды”, Дханвантари принес людям хирургическое знание. Эта школа получила развитие в 9-6 веке до нашей эры.
Бхарадвадж и Кашьяп относятся к двапара юге.

По линии Бхарадваджа сформировалася школа терапевтов основателем которой считаеся Атрейа муни.
Ведические источники и рукописи
Как вы знаете, ведическое знание передается по цепи ученической преемственности. Оно всегда так передавалось, но, к сожалению, цепь ученической преемственности иногда прерывается. Именно это и произошло с “Аюр-ведой”. Все древние тексты, которые оставили нам эти мудрецы, к сожалению, до нас не дошли.
Аюрведа считается ветьвью Атхарва веды и содержит 5977 стихов где описывается анатомия физиология и хирургия.
Риг-веда также содержит 10572 гимна описывающие тип конституции вата, питта, капхаа. Также Риг-веда дает различные моменты связанные с пересадкой органов, искутсвенными конечностями и использованием трав. (перечислено 67 видов лекарственных растений и их применение.)
В “Яджур-веде” — 81, а в “Атхарва-веде” — 296.
“Чарака-самхита” Атрейя составил Чарак самхиту в 1 веке нашей эры
-предаствляет школу Атрейи (Айтрее или Атрее, или по крайней мере какому-то из последователей Айтреи Муни) и описывает физиологию, анатомию етиологию , патогенез, симптомы и признаки болезней и методы диагностики, лечение и предписания для пациентов, а также то как предотвращать болезни и достигать долголетия.
“Чарака-самхита” — это огромное произведение, занимающее примерно шесть толстых томов.
Одним из главных постулатов Чарак-самхиты является то, что причиной всех болезней явлется утрата веры в Бога.

“Сушрута-самхита”
Сушрут записал Сушрут Самхиту в 5-4 веке до нашей эры со слов самого Дханвантари (школа Дханвантари). Там, в основном, описаны, общие принципы “Аюр-веды” и хирургия: очень тонкие операции, пластические операци, кесарево сечение и так далее.
В текстах Сушрут Самхиты описываются хирургичские инстументы, классификация абсцессов, воспалений, ран, описывается как делать ампутации, а также пластическая, анальная и рактальная хирургия.
Человекеская анатомия описываестся в мельчайших деталях которые включают в себя описание костей, суставов, нервов, сердца, кровеносных сосудов.
Также впервые дано понятие о биологически активных точках, марма точках позднее развитое в Китайской медицине в теорию аккупунктуры.

“Гаруда-Пурана”
Сам Дханвантари учит “Аюр-веде” Своих учеников.
“Гаруда-Пурана” относится к Пуранам в гуне благости, и там дается более благостное аюрведическое знание, сатвическое аюрведическое знание.

“Агни-Пурана”
Тоже Сам Дханвантари учит “Аюр-веде” Своих учеников, но оно смешанно с тамасом и раджасом.
Также сохранились еще некоторые самостоятельные произведения аюрведистов древности, которые были тоже комментариями на ведические писания. Сами изначальные писания не сохранялись, но комментарии к ним остались. Вот и все, что касается истории.
-В восьмом веке был написан текст Аштанга хридайа,
-В 9 веке Мадхава ниданам (диагностика)
-В 14 веке впервые начали использовать ртуть для лечения.
-В 13 веке была составлена книга Аюрведических рецептов Шарнгадхара самхита.

Разделение на 8 частей
В последствии все знание которое касалось здоровья из Вед было выделено в отдельную веду Упа-веду.
“Аюр-веда” помимо основного знания, где описывается физиология организма и воздействие на организм различных растений, всего остального, имеет восемь специальных ответвлений.
Эту работу по разделению и классификации провела Школа Атреии и эта методика является действительной по сей день. Это также облегчало изучение Аюрведы в древних Аюрведических колледжах. Заслуга школы Атреии муни в том, что его ученики провели эту классификацию и опробировали практически все методы которые описывали.

1 — Кай чикитса или внутренняя медицина.
Описывает то, что связано с душой, умом и телом.
Принятая в Аюрведе психосаматическая теория поддерживает, то мнение что ум создает болезни теле и психическое сфере.
Здесь описываются семь типов конституции создаваемых различными сочетаниями трех дош вата — воздух, питта- огонь и кафа — вода. Также здесь описывается как определить причины болезни и шесть стадий ее развития.

Уникальность и ценность этого знания в том, что даже с помощью современных диагностических приборов можно определять болезнь только на пятой или шестой стадии, но известно чем раньше болезнь обнаружена тем легче она и лечится.
Понятие о норме в Аюрведе строго индивидуально и определяется по состоянию дош в соответствии с типом конституции человека и его возрастом. Сбалансированное состояние дош и есть здоровое состояние, а отклонение это патология.
Также в кай чикитса описывается более 2000 Аюрведических растений.
Описываются различные лечебные методы на первом месте среди которых стоит панча карма — система очищения и омоложения. С помощью панча-кармы тело очищается от токсинов и затем запускается естественный механизм регенерации или обновления.

2 — Шалакья Тантра или ветвь которая имеет дело с заболеваниями головы и шеи.
То есть с ушами, носом, горло, глазами, ртом. Сушрута самхита описывает около 72 заболеаний глаз, хирургические процедуры для этих заболеваний и другие заболевания ушей, носа и горла.

3 — Шалья Тантра или обычная хирургия.
Более 2000 лет в Аюрведе были известны сложнейшие методы хирургических операци. Затем эти методы распространилисьв Египте, Греции и Риме, а оттуда по всему миру.

4 — Агад Тантра или токсикология
Описывает типы токсинов в воздухе, в воде, токсины в животных и минералах, в овощах, а также знание о том как действовать во время эпидемий, и то так распознавать различные инфекционные заболевания.

5 — Бхута видья: имеет дело с болезнями связанными с психиатрией и духами вселившимися в человека. (психология, психиатрия и демонология) .
Эта ветвь Аюрведы специализируется на психических заболеваниях в том числе тех которые вызываются духами. Там подробнейшим образом изучаются различные тонкие живые существа, которые могут входить в тело и каким образом можно избавиться от этих нежелательных тонких влияний.

Кроме лекарств здесь описывается режим дня и различные йогические методы асаны пранаяма, мантры и тд.пятое — это бутавидйа,.

6 — Каумарабхратья или педиатрия
Эта ветвь описывает пренатальные и постнатальные методы заботы о здоровье матери и ребенка.

Сюда включены следующие разделы: методы зачатия, планирование пола ребенка, его качеств и конституции, а также процесс развития плода и болезни детей, и матери.

7 — Расаяна или омоложение, ювенология
Предотвращение болезней омоложение и продление жизни рассматривается в этой части Аюрведы.

Чарак говорил, что важнейшим фактором для продления жизни является следование моральным принципам религии.

8 — Ваджикарана — Афродизиак, наука о сексуальной функции.
Эта часть описывает два аспекта бесплодие, мужское и женское, а также духовное совершенствование и то как преобразовать сексуальную энергию в духовную энергию с помощью соблюдения целибата.

Аюрведа в наши дни
В 10-том веке существовал очень интенсивный обмен научными и медицинскими знаниями между арабским миром и Индией. Различные книги по Аюрведе были переведены на арабский и затем включены в арабские тексты.
Множество знаменитых арабских врачей, такие как Разес или Авиценна живших с 10 по 19 века в совершенстве знали Аюрведу.
В 13-том веке их труды были переведены на латынь и стали стандартными медицинскими текстами в Европе.
Совершенно очевидно, что Аюрведа является родоначальницей западной медицины.

Во время Империи Моголов в 16 том веке в Индии получила распространение мусульманская медицина Унани тиб, которая основывается на Галеновской системе тканевой патологии. Многие положения этой системы совпадают с Аюрведой, но в этот период Аюрведа подвергалась серьезным гонениям и даже сжигались книги по Аюрведе и т.д., а также под давлением мясоедов Аюрведические врачи включили в древние тексты рецепты с содержанием продуктов мясного происхождения .

В то время когда Индия была колонией Англией было основано множество школ чисто западной медицины.

В 1912 — 1917 годах когда был введен закон о регистрации практикующих врачей, аюрведические врачи оказались вне закона даже в самой Индии.

И с 1947 года когда Индия обрела независимость началось возрождение Аюрведы.

Сейчас факультеты Аюрведы имеется в 150 университетах, а также работают более 100 аюрведических колледжа по всей Индии. Как правило при каждом университете или коледже имеется своя клиника.

Постепенно происходит интеграции Аюрведы и соверменной медицины. Пример тому доктор Панкадж Наран и его жена Сита из Бомбея, который использует кроме Аюрведы соверменные методы лечения и диагностики. Доктор Наран осматривает в день по 350-400 пациентов и уже создал сеть клиник по всему миру. В его клиниках успешно излечиваются такие заболевания как СПИД , рак, рассеяный склероз и другие считающиеся неизлечимыми.

Таким образом, аюрведа – древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка – санскрита: «аюх» (долгая жизнь) и «веда» (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами – риши, которые заложили фундамент ведическойцивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды – составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед – Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас – «Чарака самхита» и «Сушрута самхита», которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. «Аштанга хридаям» – это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад.

Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью «танец мироздания».

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия – и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё – существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это – внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом «я».
Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции «эго». Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью «меня», которая знает, какие части всеобщего мироздания являются «мной». И это «я» не является чем-то отдельным от всеобщего сознания – оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы «меня». По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение. Первое – это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость – эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе – это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха – пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это – раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения – которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего – всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы – первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Следовательно, аюрведа – это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий – ваты, питты  и капхи и трёх умственных энергий – саттвы, раджаса и тамаса.

Таким образом, аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.