Введение в доши

Три гуны.

Пракрити состоит из трех основополагающих качеств, трех главных характеристик (гун): саттвы, принцип чистоты, знания, интеллекта и гармонии; раджаса, принцип энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса, принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности и сопротивления.
Саттва очищает способность к восприятию, а раджас и тамас оскверняют и затрудняют.
Человек с преобладанием саттвы придаёт особое значение правде, честности, скромности и действию на всеобщее благо.
Лица же, у которых наиболее представлен раджас, более всего ценят силу, престиж, власть и возможность управлять.
Те, у кого доминирует тамас, оказываются в плену страха, пассивности, невежества и деградации.

Пять элементов.

Из трех гун формируются пять элементов.
Из саттвы (ясности), образуется эфир. Из раджаса (энергии), возникает огонь. Из тамаса (инерции), формируется земля.
Между саттвой и раджасом берет свое начало подвижный элемент, — воздух.
Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.
Эти элементы представляют собой пять состояний материи: твердое, жидкое, энергичное, газообразное и эфирное. Они характеризуют пять видов плотностей.
Речь идёт о более сложных и тонких проявлениях, нежели просто земля или вода.
Когда говорится об акаше, или эфире, имеется в виду пространство, или то, где все протекает. Элемент пространства — это звук.
Ваю (воздух), это даже не воздух, а просто энергия, которая обеспечивает движение всего.
Агни — это излучение, или электричество, которое есть внутри тела. Шрила Прабхупада иногда называет или переводит это слово, как “электричество” или “электромагнитные силы”.
Вода, или жидкое состояние — то сила, которая связывает друг с другом различные элементы. Как для воды свойственно сцепление различных элементов друг с другом, смешивание, так для изначальной воды, для этого элемента, также свойственно соединение различных вещей с друг другом.
Земля — это твердое состояние, для которого характерна упругость или жесткость.
Каждый атом в соответствии с “Аюр-ведой” состоит из этих элементов.
Субатомные частицы: электроны, протоны и нейтроны, представляют собой элемент земли.
Сила притяжения, которая связывает их в месте, — это проявление действия воды.
Энергия движения, то есть атомная энергия, — это энергия огня.
И движение электронов по своим орбитам обеспечивается элементом воздуха, а все эти процессы происходят в эфире. (Атомный взрыв это освобождение агни, за счет прекращения действия воды под влиянием ваю).

Состав тела.
Тело состоит из связанных между собой элементов, которые можно представить в виде таблицы. Плюс к этому необходимо учесть ум, разум, ложное эго, душу и сверхдушу.

Земля – нос – обоняние – органы выделения.
Вода – язык – вкус – детородные органы.
Огонь – глаза – зрение – ноги.
Воздух – кожа – осязание – руки.
Эфир – уши – слух – голова.

Три доши.
Пять первоэлементов проявляются в теле в виде трех дош.
Эфир и воздух – Вата.
Огонь и вода – Питта.
Вода и земля – Капха.

Они преобладают соответственно в конце (вата), середине (пита) и начале жизни (капха) живого существа, дня, ночи и процесса переваривания пищи.

Три главных отрезка жизни:

0-16 – возраст капхи (рост и формирование, но и простуда, кашель, лёгкие, слизь).
16-50 – питты (бурная деятельность и жизненная активность).
50-100 – ваты (процессы распада, тремор, истощение, одышка, артрит, потеря памяти.)
Пракрити или конституция определяется в момент зачатия и зависит от дош родителей. Определяет ваш темперамент и конституцию, которая не меняется в течении жизни.
Телесные отличия – это отличия в комбинации трёх дош, По этой причине мы проявляем разные вкусы, привязанности и черты характера.

Конституция, возникающая из равных пропорций всех трех доша, называется Самадхату пракрити и является наилучшей, а из сочетания двух доша — Ниндйа пракрити.
Болезнь, в соответствии с “Аюр-ведой” — это нарушение равновесия одной, двух или всех трех дош. А в момент смерти все три доши выходят из равновесия.
Слово доша дословно в переводе с санскрита означает порок или недостаток. По этой причине наше тело является одим большим недостатком.
В самих дошах изначально заложена тенденция выходить из равновесия — потому мы все болеем. Только доша являются основными причинами всех болезней.
Выход из равновесия одной доши приводит к выходу из равновесия других дош.

3 доши связаны с 3 системами организма. Вата управляет нервной системой, питта – эндокринной, а капха – кровеносной.

В целом тридоша руководит обменом веществ. Вата отвечает за катаболизм (диссимиляция). Питта – метаболизм (обмен веществ). Капха – анаболизм (ассимиляция).

В тонком плане они связаны с умом, разумом и ложным эго.

Итак, каждая доша может находится в трех состояниях. Она может находиться в состоянии возбуждения, которое называется на санскрите врида, в состоянии угнетения, кшая и в состоянии равновесия — самья. То есть любой выход из равновесия, либо от повышения, либо от понижения дош приводит к какому-то заболеванию.
Причинами увеличения доша являются: Артха (неправильная корреляция органов чувств и объектов чувств), Кала (сезон) и Карма (действие), неправильно выполненная. Каждого из этих трех есть три вида – Хина (недостаточность), Ати (избыток) и Митхйа (несоответствие).
Болезни, возникающие из-за увеличения доша, называются дощоттха – рожденные из доша.
Возникающие без видимых причин называются кармаджа – рожденные из греховных поступков.
Глубоко проникающие и резко проявленные ужасные болезни известны как дощакармаджа – рожденные из сочетания дисбаланса доша и греховных поступков (совершенных в этом или прошлом воплощении).
Болезни, возникающие из-за увеличения доша, лечатся приемом (субстанций и т.д.) обладающих противоположными им качествами.
Кармические болезни лечатся осознанием и отработкой кармы.
Болезни смешанной природы лечатся одновременным использованием обоих принципов.
Определив тип своего тела, вы сможете научиться понимать его.
Оказывают влияние на всё наше поведение. В равновесии вызывают положительные эмоции, в дисгармонии отрицательные.

Принцип регулирования – подобное увеличивает подобное, а противоположное уменьшает.

У каждого свой баланс дош, а выздоровление – это не равное количество дош а возвращение к их здоровому соотношению.
Измененное состояние дош в настоящее время – викрити.
Диагноз – найти расхождение между пракрити и викрити.

Доша не определяет судьбу, но оказывает на способ проявления свободнгой воли (решительно или с опаской).
По лицу человека можно сделать первые выводы. Вата тип имеет более утонченные черты лица, выступающие кости, у питта лицо более мускулистое, а кафа они имеют круглое широкое лицо.
По различным линиям также можно определить какой орган болен или какая доша вышла из равновесия. Например, горизонтальные морщины на лбу свидетельствуют о том, что человек много волнуется и имеется дисбаланс вата доши. Складка между бровей с права говорит о нарушениях в работе печени, а складка слева о нарушениях в работе селезенки.
Каждая из дош имеет пять суб-дош, которые размещаются в различных частях тела.
Вата — размещается в толстом кишечнике, бедрах, ушах, костях, голове, груди, сердце, лёгких, костном мозге, мочевом пузыре, ногах и вегетативной нервной системе. Поскольку вата отвечает за движение — она есть везде, где есть движение.
Питта — располагается в тонком кишечнике, печени, нижней части желудка, поту, крови, плазме, желчи, коже, селезёнке, эндокринной системе и глазах. Главная ее область расположения — это тонкий кишечник, где она может аккумулироваться в виде желчи и изгоняться из тела. Поэтому питту можно легко понизить с помощью слабительных.
Капха — располагается в легких и желудке, особенно в верхней части – это её штаб-квартира, а также капха есть в носоглотке, голове, лимфе, желудке, шее, жировых отложениях и суставах. Основным ее местоположением являются легкие. Все тяжелые расстройства связаны с капха. Капха дошу трудно вывести из равновесия и трудно привести в равновесие. Избыток капха удаляется с помощью вамана (рвоты), которая является первой очищающей процедурой Панча кармы. Капха играет важную роль в очищении, потому что без увеличения капхи в начале, во время промасливания (снехана терапия), невозможно размягчить аму, накопленную в теле за многие годы

7 типов конституции:

Монотипы – В, П, К.
Двойственные – ВП, ПК, КВ.
Тройственный – ВПК – лучшая конституция, предполагающая хорошее здоровье.
Задача здоровья – поддержание своей оптимальной комбинации дош.

Описание дош.

Вата.

Вата — самый динамичный элемент, созданый из эфира и воздуха.
Элемент ваты, или воздух, отвечает за движение в теле. Все то, что движется в теле, кровь, движение воздушных потоков, движения руками, деятельность органов выделения или транспортировка пищи, — все это обеспечивается элементом ваты.
И поскольку вата — самый подвижный элемент, то он легче всего и первым выходит из равновесия. Именно поэтому большая часть болезней вызвана нарушениями ваты.
“Аюр-веда” перечисляет восемьдесят основных нарушений, вызываемых ватой. Примером этого может служить боль или паралич. Любая боль вызвана нарушением ваты, потому что вата относится к нервной системе. Все нервные и сердечные болезни определяются дисбалансом ваты.

Питта.

Питта представляет собой комбинацию огня и воды и отвечает за трансформацию в теле.
Усвоение пищи — это основной процесс трансформации, когда чужеродная пища превращается в наше тело. Следовательно, первая и самая важная функция питты — переваривание пищи.
Кроме этого она отвечает за пигментацию кожи, имунную систему, температуру тела, за голод, жажду и зрение.
Питта тоже является достаточно подвижным элементом, но не таким подвижным как вата. Соответственно она имеет меньшую тенденцию выходить из равновесия, поэтому приводятся только сорок нарушений питты.
Все нарушения, связанные с питтой, характеризуются воспалительными процессами. Когда, например, поднимается температура или происходит покраснение определенных участков кожи или изменение ее цвета.
Желтуха, например, или фарингит, высокая температура, лихорадка, воспалительные процессы — все это управляется питтой и является нарушением питты.

Капха.

Капха отвечает за стабильность подвижной системы организма, за структуру тела.
Отвечает за кости и за поддержание тела, увлажняет и смазывает суставы и кожу.
Лечит и затягивает раны, способствует свёртывании крови при ранении, соединяет клетки.
Соответственно капха меньше всего склонна выходить из равновесия, и “Аюр-веда” приводит только двадцать нарушений, которые вызваны нарушением капхи.
Однако в силу такой неподвижности эти нарушения труднее излечить. Скажем, поскольку вата легко выходит из равновесия, то ее легко и вернуть в равновесие. Соответственно, когда капха выходит из равновесия, то ее труднее вернуть в равновесие.
Среди болезней, которые вызваны капхой есть анарексия, или полное отвращение к пище, хроническая лень, сонливость, насморк, воспаление щитовидной железы.
Уникальные качества дош
Каждая из дош имеет одно уникальное качество, а два других у нее повторяются.
Сухой и жирный. Вата — сухая, тогда как питта и капха — жирные.
Следующая пара качеств — это холодный и горячий. Вата — холодная, питта — горячая и капха — холодная.
Третья пара — это легкое и тяжелое. Таким образом, вата — легкое, питта — легкое, а капха — тяжелое.
Таковы три основные характеристики. Вата — сухая, холодная и легкая, питта — жирная, горячая и легкая, а капха — жирная, холодная и тяжелая.
Например, сухость дает вате возможность осуществлять свою функцию движения, и это в свою очередь приводит к побочному, нежелательному эффекту — неуравновешенности.
Питта горячая. Она контролирует огонь в теле и огонь в уме. Физиологическая функция питты — это преобразования, которые происходят с помощью огня. В качестве нежелательного побочного эффекта питта приводит к возбудимости и раздражительности.
Тяжесть, которая является уникальной характеристикой капхи и обеспечивает стабильность в теле, приводя к побочному эффекту в качестве медлительности.

5 разновидностей доша
Каждая из этих дош делится на пять типов. Хотя насчитывается десять типов ваты, десять типов питты, десять типов капхи. Из них пять являются основными, другие — более тонкие — отвечают за вторичные функции.
Пять основных типов ваты — это прана, удхана, самана, апана и вьяна. Это 5 проявлений одной и тойже ваты.
Пять основных типов питты — это пачака, ранджака, садхака, алочака и браджака.
И пять типов капхи — это кледака, аваламбхака, бодхака, карпака и шлешана, или шлешака.

5 типов Вата:
Существует пять видов ваты, или иногда их называют праной. Первый основной тип — это прана, прана-ваю, прана-вата, или дыхание жизни.
Прана-вата в основном размещается в сердце, мозгу, груди, ушах и в носу. Она отвечает за дыхание, за проглатывание пищи, и непосредственно за жизнь. Прана-ваю — это основная форма ваю, потому что по массе она самая большая.
Этот тип ваты обеспечивает функционирование сердца, ума, чувств и интеллекта.
Нарушение прана-ваю приводит к иканию, бронхиту, астме, простудам, а также к сиплости, когда садится голос.
Удхана-вата — это поднимающийся воздушный поток. В основном он находится в горле, в пупке, в легких, в шее и в носу.
От него зависит речь и голос, а также все движения, которые совершаются в восходящем направлении.
Также от удхана-ваю зависит сила ума, памяти и интеллекта.
Нарушение удхана-ваю приводит к болезням глаз, шеи, носа и горла.
Самана-ваю — это воздушный поток, который выполняет функцию уравновешивания.
Он находится, как правило, в области желудка и тонкого кишечника. (переносит переваренную пищу из желудка в тонкий кишечник)
Самана-ваю отвечает за переваривание и усвоение пищи. Он обеспечивает функционирование различных ферментов.
Апана-ваю, которая находится в толстом кишечнике, отвечает за нисходящие движения в теле, то есть за вывод мочи, испражнений, также за рождение ребенка. Таким образом апана-ваю выталкивает из организма все, что идет вниз.
При нарушениях апана-ваю наблюдаются болезни мочевого пузыря, ануса и мочеполовых органов.
Вьяна-ваю — находится в сердце и распределена по всему телу.
Это самая тонкая форма ваю и она обеспечивает движение веществ по различным каналам. Например, движение крови по венам, или транспортировку различных соков в теле. Также она отвечает за моргание.
Нарушение этой ваю приводит к повышению температуры.

5 типов Агни.
Пачака-агни. Это основной вид агни. Он находится в желудке и в тонком кишечнике, двенадцатиперстной кишке. Он отвечает за переваривание пищи.
С нарушением пачака-агни связано несварение желудка, когда желудок перестает переваривать пищу.
Ранджака-агни отвечает за кровь. Он находится в печени, селезенке и в желудке.
С нарушением этого агни связана анемия, когда человек становиться очень бледным, желтуха, и все то, что связано с изменениями цвета тела.
Следующий тип — это садхака-агни. Он находится в сердце и в уме.
В первую очередь он отвечает за память и за другие функции ума.
Это самая тонкая форма огня. И все психические нарушения, все психические болезни связаны с расстройством садхака-агни.
Алочака-агни. Этот тип агни отвечает за зрение и находится в глазах.
Все нарушения зрения — близорукость или дальнозоркость связаны с нарушением этой тонкой формы питы.
Браджака-агни находится в коже. Он отвечает за цвет и за гладкость кожи.

Пять форм капы.
Кледака-капха находится в желудке. Это желудочная жидкость, которая все смачивает, чтобы пища могла хорошо перевариться.
Аваламбака-капха. Она находится в груди и в сердце. Ее функция — снабжать члены нашего тела энергией, а также защищать сердце от перегрева. Она дает энергию сердцу, чтобы оно могло биться.
Бодака-капха находиться на языке и отвечает за ощущение вкуса. Она также смачивает язык, давая тем самым возможность ощущать вкус.
Тарпака-капха. Она находится в голове и непосредственно отвечает за функционирование всех органов чувств, которые находятся в голове.
Также она охлаждает. Например, она охлаждает глаза или ум.
И, наконец, шлешака-капха находится в суставах. Она обеспечивает функционирование суставов, смазывает их, чтобы они двигались.
Как практически научиться определять конституцию?
Аюрведа для изучения состояния пациента использует три главных подхода. Опрос, наблюдение и касание.
Врач никогда не должен делать быстрое заключение на основе одного или двух признаков.
Тип конституции определяет природу человека его пракрити. Определение пракрити важно для того, чтобы определить какие доши в данный момент вышли из равновесия. Дисбаланс дош называется викрити. Если мы знаем исходное состояние, то мы можем определить какая доша находится в избытке, а какая в недостаточном количестве.
Основополагающий принцип выздоровления состоит в преднамеренном изменении диеты, привычек и состояния ума в соответствии с балансом дош.

Айурведический тест для определения типа тела( для определения типа доши человека).
Существует 7 возможных типов дош: 3Вата, Питта, Капха, Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Капха и все доши уравновешены(Сама Пракрити). Здесь имеется три раздела, по одному на каждую дошу. Заполните каждый раздел и сложите все числа в общую сумму, чтобы заполнить счет очков для каждой доши. Тщательно обдумывайте каждый ответ. Если есть сомнения в том, что отвечать, поставьте цифру, которую можно было бы применить к вам для вашей жизни, по крайней мере, за последние несколько лет.
От 0 до 2=Не применимо ко мне,
от 3 до 4=Применимо иногда или в некоторой степени,
от 5 до 6=Практически всегда применимо ко мне.

Раздел 1. Вата Доша.
1. По природе я очень активен, обычно делаю дела быстро.
2. Я выучиваю быстро и забываю быстро.
3. Как правило я нахожусь в энтузиазме и оживлении.
4. У меня худощавое телосложение.
5. Я не набираю вес легко.
6. Я хожу быстро и легко.
7. Я склонен с трудом принимать решения.
8. У меня часто бывает запор.
9. У меня есть склонность, что мои руки и ноги холодны.
10. Я часто тревожусь и нервничаю.
11. Холодная погода беспокоит меня в большей степени, чем большинство людей.
12. Я говорю быстро и я разговорчив.
13. По природе я эмоционален и мое настроение часто меняется.
14. Часто мой сон бывает беспокойным и нарушенным.
15. Моя кожа сухая, особенно зимой.
16. У меня активный, неустойчивый ум, богатый воображением.
17. Энергия приходит ко мне приливами.
18. У меня есть склонность быстро тратить или расходовать всю энергию или деньги, которые у меня есть.
19. Мои привычки к еде и ко сну имеют склонность быть нерегулярными.
20. У меня переменный аппетит.

Раздел 2. Питта Доша.
1. Обычно я действую умело.
2. У меня склонность быть крайне точным и аккуратным.
3. Я энергичен и отчасти у меня сильная, убедительная манера поведения.
4. Я чувствую дискомфорт или легко утомляюсь в жаркую погоду.
5. Я легко потею.
6. Даже хотя я могу не всегда показывать это, я довольно легко становлюсь раздражительным и злым.
7. Если я пропускаю прием пищи или с едой случаются задержки, то от этого я испытываю дискомфорт.
8. Один или несколько следующих качеств характеризуют мои волосы: раннее поседение или облысение, редкие, тонкие, прямые волосы, белокурые, рыжие или рыжеватые волосы.
9. У меня сильный аппетит.
10. Я люблю ставить перед собой цели и затем пытаться достичь их.
11. У меня очень регулярно происходит опорожнение кишечника. Для меня более типично, что опорожнение происходит свободно, чем то, что бывает запор.
12. Я очень легко становлюсь нетерпеливым.
13. Я склонен все в деталях доводить до совершенства.
14. Меня довольно легко разозлить, но потом я быстро забываю об этом.
15. Я очень люблю холодную пищу типа мороженного и также холодные напитки.
16. Я с большей вероятностью почувствую то, что комната слишком жаркая, чем то, что комната слишком холодная.
17. Я не выношу очень горячей или очень пряной пищи.
18. Я не так терпелив к возражениям, чем мне следовало бы.
19. Мне нравятся сложные задачи, бросающие мне вызов. Когда я хочу чего-либо, я очень решителен в своих усилиях достичь этого.
20. Я склонен быть критичным по отношению и к другим, и к себе.

Раздел 3. Капха Доша.
1. Я занимаюсь делами в медленной, расслабленной манере.
2. Я легко набираю вес и медленно теряю.
3. По природе я молчалив и говорю только по необходимости.
4. Я могу легко пропустить прием пищи без значительных неудобств.
5. У меня есть склонность к избытку слизи и мокроты, хронической закупорки, астме и проблемам с пазухами (sinus).
6. Мне нужно, по крайней мере, восемь часов сна для того, чтобы на следующий день чувствовать себя уютно.
7. Я сплю очень глубоко.
8. По природе я мирный; меня не легко рассердить.
9. Я не заучиваю так быстро, как некоторые, но зато имею превос-ходную способность хранить в памяти; у меня долгая память.
10. Я ем медленно.
11. Холод и сырость беспокоят меня.
12. Мои волосы толстые, темные и волнистые.
13. У меня гладкая, мягкая, отчасти бледная кожа.
14. У меня большое, солидное телосложение.
15. По природе я спокойный, мирный.
16. У меня слабое пищеварение, из-за которой после еды я ощущаю тяжесть.
17. У меня очень хорошая выдержка, стойкость и физическая вынос-ливость, также как и стабильный уровень энергии.
18. Как правило у меня медленная, размеренная походка.
19. Я обычно чувствую себя после сна нетвердо, неустойчиво и как правило медленно расхожусь с утра.
20. Обычно я выполняю дела медленно и методично.

Конечный подсчет очков: Вата _____, Питта_____, Капха_____.
Если один счет очков гораздо выше, чем остальные, то это ваша преобладающая доша. Эта доша будет наиболее очевидной в вашей конституции, если ее сумма, по крайней мере, в два раза выше, чем счет следующей доши. Однако, если какая-либо доша выше, ее также можно принять как доминирующую дошу.

Если счет для двух дош почти одинаков, то вы имеете тело с двумя дошами. Например, Вата (76), Питта (73) и Капха (45), то у вас Вата-Питта конституция.

Если все суммы одинаковы, то у вас уравновешенная конституция, которая встречается редко. Лучше пройдите тест снова и отвечайте более тщательно.
Если ваше состояние все время изменяется, например, если у вас то запор, то понос, то, вероятнее всего, это происходит из-за возбуждения Вата-доши.

Три доши и растения.

Поскольку эти три качества существуют во всей природе, важно использовать виды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу. В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указанным трем гунам.
Три доши существуют и среди растений, аналогично тому, как они существуют во всей природе.

Пять частей растений показывают, каким образом строение растений соотносится с соответствующими пятью элементами.
Корневая система соответствует земле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения, которая связывает его с землей.
Стебли и ветви соответствуют воде, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения.
Цветы соотносятся с огнем, которому присущи свет и цвет.
Листья же соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводит растение в движение.
Плоды соответствуют эфиру, субтильной сути растения.
Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весь потенциал, которым растение обладает.

Капха – растение: характеризуется буйным ростом, обильной листвой и соком; они плотные, тяжелые, сочные, с высоким содержанием воды.
Вата–растение: отличается скудной листвой, оно грубое, с потрескавшейся корой, искривленное, с уродливыми ветвями, неравномерным характером роста и содержит лишь небольшое количество сока.
Растение типа питта отличается яркой окраской и яркими цветами; они умеренны в отношении своей силы и содержания сока, причем сок может быть ядовитым или оказывать обжигающее действие.
Корневая система и кора растений (представляющие такие элементы как земля и вода) действуют, главным образом, на состоянии типа капха.
Цветы (как огонь) оказывают действие на состояние питта.
Листья и плоды (как воздух и эфир) преимущественно действуют на состояние типа вата.

Почвы, климаты, географические зоны и страны могут быть аналогичным образом распределены по типам дошей.