Сакральная архитектура города Богов

Запись подготовлена на по книге «Сакральная архитектура города Богов».

Что такое Васту Шастра?

Архитектура — это богосотворчество. Архитекторы владели тай­ным знанием, чувством гармонии, способностью ощущать музыку форм. Поэтому архитектуру называют «застывшей музыкой». Задача архитектора — структурирование пространства по определенным свя­щенным законам. Согласно этим законам любая постройка должна находиться в гармонии с тем пространством, в котором существует — и микрокосмом, и макрокосмом.
Вселенная представляет одно из самых красивых творений; в ней все находится в гармонии. Каждый элемент вселенной и человека как ее составной части управляется законами, установленными свы-ве, все подчиняется некоторым ключевым принципам, нормализу­ющим гармоничное развитие.
Архитектура и наука Васту — это две разные вещи. Архитектор может построить роскошный дом, но он не может гарантировать счастливую жизнь тем, кто будет в нем жить, а наука Bacmy может. Все цивилизации этого мира считают архитектуру, строительство ломов мирским искусством, но архитектура Индии является сак­ральной деятельностью, неотличной от религиозного ритуала. Что же такое Васту шастра?
Васту шастра — древняя индийская практика построения зданий в гармонии с силами природы на благо людей. Это также богатая философия, которая дается во множестве древних писаний, включая Веды; традиционная индийская система архитектуры и проектирова­ния. Наука васту в первую очередь учитывает энергии, излучаемые четырьмя сторонами света: севером, востоком, югом и западом.
Bacmy можно трактовать как жизнь людей и богов. Шоу писал, что индийский образ жизни дает видение естественного, настоящего. Многие законы васту выведены из концепции Васту Пуруши, диаг­раммы, символически изображающей человека, расположенного в сетке-мандале с головой на северо-востоке. Разные направления и сектора сопрягаются в этой мандале с различными богами и небес­ными хранителями, символизирующими энергии космоса.
Главная цель Васту шастры состоит в том, чтобы дать принципы для надлежащего строительства зданий, магазинов, коммерческих построек и так далее. Васту определяет положение дома по отноше­нию к сторонам света и диктует надлежащие размеры каждой детали здания.
Васту шастра — наука, непосредственно ориентируемая на результат; при должном применении она существенно улучшает каче­ство жизни. Она определяет размеры и параметры здания, его накло­нов, водных резервуаров, кухни, спальни, лестницы, крыши, вхо­да, дверей, окон, стен и так далее. Жизнь в гармонии с природой — вот основная тема Васту шастры при строительстве зданий, дере­вень, святилищь и городов.
Слово васту имеет несколько значений. Тонкое различие между понятиями вастувидья и вастукарман показано в священном буд­дийском писании «Дигханакайя». В «Артхашастре» Каутильи васту означает «дом, строение, основание, земля, мост, озеро». В «Агни-Пуране» в понятие васту включаются даже города. В «Гаруда-Пура-не» царские дворцы, крепости, храмы, монастыри тоже расценива­ются как васту. «Брахмавайварта-Пурана» рассказывает, что архи­тектор вселенной Вишвакарман установил девять различных реме­сел, чьими представителями на земле являются: ювелир, кузнец, истопник, плотник, ткач, живописец, садовник, гончар и резчик по раковинам. В самом широком смысле васту означает что-то, свя­занное с опытом, навыком, умением. Так, помимо зданий, храмов, городов, изображений божеств, васту подразумевает также мебель, машины, автобусы, дороги, морские побережья, сады, водоемы, птичьи гнезда, украшения и даже прически.
Искусство васту достигло высокого развития в Древней Индии, что доказывается сохранившимися постройками: величественными храмами, буддийскими ступами, чайтьями и вихарами, красивыми скульптурами. Даже самые искусные современные инженеры не спо­собны воспроизвести их и даже с точностью определить состав мате­риалов, из которых они были построены. Эти замечательные шедев­ры древнеиндийской архитектуры поражают своей славой и велико­лепием уже многие столетия.
Васту шастра приносит процветание, она предлагает пути, сле­дуя которым, можно жить в гармонии с законами окружающего мира, дарует людям здоровье, мир и счастье.
Хотя наука васту развивалась в Индии, она поистине интерна­циональна и может использоваться всеми людьми, независимо от места жительства, вероисповедания и культуры. Васту определяется законами природы, которым подчиняется этот мир; незнание зако­нов — не оправдание невежества.
Васту представляет собой концепт энергии. Человеческий глаз не в состоянии увидеть чистую энергию, но человек может понимать энергетическое воздействие, ощущать его на себе и даже регулиро­вать ее различные формы. Васту — не только наука, но также и мост чежду человеком и природой, наука, учащая гармоничной жизни.
Васту шастра — кодекс постановлений, направленных на облег­чение жизни, на получение максимальной пользы от работы с пер­воэлементами и их энергетических составляющих.
В ведические времена люди строили дома, храмы и дворцы, стре­мясь обеспечить себе мирное и гармоничное проживание. В современ­ную эпоху, к сожалению, возводятся строения, весьма далекие от древних принципов. Гонка строительства влечет за собой загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, разрушает биополе планеты и, что самое страшное, ухудшает человеческую душу, и без того блуждающую во тьме невежества.
Bacmy шилпа, древняя мистическая наука и искусство проекти­рования и строительства зданий, берет свое происхождение в Стха-патья Веде, которая является частью Атхарваведы, одной из четырех Вед. В Ведах рассматриваются части мироздания, объясняются прин­ципы мироустройства, применимые в повседневной жизни. Наука Васту шастры выдержала испытание временем. В древнем трактате по васту говорится: «Благодаря Васту шастре вся вселенная обретает хо­рошее здоровье, счастье и процветание. Люди, вооруженные таким знание, повышают свою духовность. Последователи Васту шастры получают не только мирские наслаждения, но также испытывают и небесное счастье». Приведенная шлока очень ясно говорит, что Васту шастра является универсальным знанием, не ограниченным какой-либо группой людей, доступное всем людям независимо от расы, веры или религии.
Итак, как уже говорилось выше, среди упавед выделяется Стха-патья-Веда, также известная как Васту, Васту-видья, Васту шастра, или ведическая архитектура. Это трактат, который объясняет архи­тектуру и ее энергии.
Термин васту произносится как vaastu, с долгим а. Это слово можно трактовать как «жилище, обитель, место, комната».
Васту относится к той области знания, которую принято назы­вать апурушейя — сверхчеловеческое. Васту считается частью Атхарва­веды и известно также как Стхапатья Веда. Слово стхапатья получе­но из корня стхапана, который означает «устанавливать». Считается, что Стхапатья была передана человечеству Вишвакарманом, знаме­нитым полубогом, архитектором вселенной.
Архитектура Стхапатья Веды дает целостный подход к созданию окружающих сред, размещающий устраивает все вещи согласно иде­альному порядку и гармонии. Все это приносит здоровье, процвета­ние и мудрость человеку и всему обществу.
Стхапатья Веда сосредоточена на деятельности, гармонирующей жизнь, указывает точные местоположения, пропорции, размеры и ориентацию зданий в данной среде. Она связана с ведической астро­логией, движением астрономических тел, особенно Солнца, кото­рое, как считается, оказывает самое сильное влияние на законы природы и жизни на Земле.
В самом широком смысле термин eacmy охватывает следующие пять отраслей (сучшанакарма):
1) Вана означает «шитье» (от санскритского вве—перепле­
таться»); сюда входит шитье при помощи иглы и нити. Шридхара и
Валлабха называют это искусство сучавайякарма.
Сучавайякарма бывает трех типов:
(1) Шивана — искусство изготовлять платья, сшивая вместе отдельные части;
(2) Ушана — починка; и
(3) Вирачана — изготовление покрывал, одеял, накидок и так далее. В вирачану входят также вышивка, рукоделие, вязание.

2) Паттика-ветра-вана-викальпа: паштика — «шкатулка», «вет­ра» — «плетение», вана — «ткачество». Сюда входят все виды работ, связанные с плетением: изготовление корзин, коробок, мешков, циновок, кроватей, стульев.
3) Таркукарма: Этот термин имеет два различных толкования:

(1) собственно таркукарма — выделка пряжи и
(2) такшакарма — полировка (по Ватсьяяне). Изготовление деревянных игрушек для детей считается другим
аспектом этого искусства.
Шридхара, Валлабха и Гукадева толкуют таркакарму как искус­ство логических обсуждений или споров.
4) Такшакакарина, или вардиакикарма: искусство плотницких работ, то есть, изготовление окон, дверей, каркасов кроватей.
5) Янтраматрика: электрическая и механическая разработка. Ос­нователем этого искусства считается божественный инженер Вишва-карман. Предмет этого искусства — использование машин и меха­низмов. Машины и механизмы бывают двух типов:

(1) саджива — управляемые живыми объектами (например ко­лесницы, автобусы, телеги);
(2) нирджива — машины, работающие на энергии воды, ветра, пара, атома. Сейчас идет эпоха нирджива-машин, в современных установках редко применяется тягловая сила.
Пять отраслей художественной обработки металла, драгоценных камней, монет, минералов:
(1) Карнапатрабханга и
(2) Бхусанайоджана — декоративные искусства. Остальные три рассмотрим подробнее.
(3) Рупьяратнаприкша; рупья означает «металлические монеты»; ратна означает «драгоценный камень» (основных насчитывается де­вять — жемчуг, рубин, топаз, алмаз, изумруд, ляпис лазули, ко­ралл, сапфир и гомеда).
Автор «Артхашастры» Каутилья посвятил целую главу ратна-па-рикше. В ней малейшие детали происхождения, разнообразия, досто­инств и дефектов каждого драгоценного камня тщательно зарегист­рированы. Например, автор выделяет десять видов мауктики, жемчу­га. Они называются по месту происхождения:
(1) тамрапарника,
(2) пандьякаватака,

(3) пасикья,
(4) каулея,
(5) чарнея (чаурнея),
(6) махендра,
(7) кардамика,
(8) шраутасия,
(9) храдия и
(10) хаймавата, которые добывают на реке Тамрапарни, в обла­-
сти Пандья, на реках Пасика, Кула и Чурна, в море близ горы
Махендра, на реках Кардама и Шротаси и в Гималаях. Жемчуг может
происходить из морской раковины, с капюшона змеи, со лба слона.
Могут быть обнаружены тринадцать типов дефектов, цена жем­чуга падает пропорционально присутствию этих дефектов:
(1) масилрака — чечевичная форма,
(2) трипутака — треугольная форма,
(3) курмака — форма черепахи,
(4) ардхачандрака — форма полумесяца,
(5) канчукита — как будто покрытый кожей,
(6) ямака — соединенные вместе камни,
(7) картака — отрезанный или обломанный,
(8) кхарака — грубый,
(9) шиктхака — изъян похож на восковые капли,

(10) камандалука — форма сосуда,
(11) сидва — коричневый,
(12) нила — темного цвета,
(13) дурвиддха — неправильно продырявленный. Качеств жемчуга восемь:

(1) стхула — большой,
(2) вритта — круглый,
(3) таларахита — лишенный плоской поверхности,
(4) диптиюкта — блестящий,
(5) швеma — белый,
(6) гуру — тяжелый,
(7) снигдха — глянцевый,
(8) ятхастхане виддха — правильно продырявленный.
Каутилья также подробно разбирает алмаз, сапфир, кварц, ко­
ралл и другие камни.
4) Дхатувада: Это искусство извлечения, очистки, огранки, обработки руды, металлов, драгоценных камней. Извлеките из руды драгоценный камень, сделайте огранку, полировку, поместите в зо­лотую или серебряную оправу, — все это — различные аспекты искусства дхатувады. Яшодхара предложил еще одно название: кшет-равада.
5) Манирагакараджнана: Здесь фактически подразумеваются два различных искусства:

(1) манирага — эмалировка на белом кристалле; и
(2) акараджнана — расчистка поверхности.
Манигара используется для изготовления искусственных драго­ценностей, а также для подделки. Калидаса в своей драме «Викра-морвагива» писал: Priyavacanakrto pi yositam dayitajananunayo rasad rte pravisati hrdayarh na tadvidath manir iva kr trima-raga-yojitah, «даже самые нежные просьбы возлюбленного к своей любимой остаются без ответа, если они не искренни — это подобно тому, как драго­ценный камень, покрытый искусственной эмалью, не интересует ювелира».
Среди школ философской мысли в Индии выделяется приклад­ная виджнана, вызвавшая к жизни высокоразвитую цивилизацию. Тексты, известные как «Васту Шилпа Шастры», принадлежат к этой традиции — традиции осознавания пространственного опыта и про­явленных форм бытия, выраженных как скульптурные или архитек­турные паттерны.
Васту шастры связаны с наукой (виджнаной), грамматикой (лак-шаной), опытом (анубхавой) и интеграцией (самьйогой) — все это часть единого универсального процесса.
Архитектура (стхапатья) классифицируется как одно из ремесел {шилпа). Архитектура была одновременно и наукой, и искусством, она известна как стхапатья-кала, слово кала означает «искусство».
Принципы васту перечисляются в классических текстах и имеют универсальное применение. Они применимы и к современным усло­виям жизни. Васту работает не только с материальным процветани­ем, но и с внутренней гармонией человека, помогая обрести людям счастье и мир в семье, на работе. Васту — это милость богов, даро­ванная людям. Ключ Васту шастры открывает двери счастья и благополучия, гарантирует позитивное мышление и улучшает качество жизни. Древняя наука позволяет нормализовать свое окружение и обеспечить удачные стечения обстоятельств. Это очень практическая наука, вселяющая в человека оптимизм, помогающая добиваться успеха и наслаждаться полнотой бытия. Наука васту работает с энер­гиями, распространяющимися в различных направлениях. Она объяс­няет в простых терминах правила выбора внутреннего убранства по­мещений, подбора места обитания, перенаправления энергетических потоков — с тем, чтобы улучшить качество жизни.

Дизайн помещения должен соответствовать его предназначению. Так, дизайн столовой должен стимулировать пищеварение, гости­ной — потребность в общении, спальни — навевать сон, покой и умиротворенность.
Мудрецы Древней Индии обладали даром предвидения. Они зна­ли, что реализованные потребности человека в аспекте его жилища позволяют ему легче справиться с жизненными трудностями. Они изучали энергетические потоки, исходящие из космоса и от челове­ка, и выработали правила управления этими потоками. Мудрецы изучали не только те типы энергии, которые известны современным ученым, но и такие тонкие субстанции, как энергия чакр, планет, богов. Риши были не только прекрасными философами, но обладали также большими интуитивными и интеллектуальными возможнос­тями.
Первые упоминания о васту были еще до «Рамаяны» и «Махаб-хараты». В указанных эпосах отмечены постройки городов в соответ­ствии с принципами васту. Например, в «Махабхарате» рассказыва­ется о дворцах, которые были построены для царей, приглашенных в город Индрапрастху на Раджасуйя яджну царя Юдхиштхиры.
Мудрый Вьяса упоминает, что эти дворцы были высотой с гору Кайласа, подход к ним ничего не загораживало, у них были высо­кие стены, а двери были также достаточно высокими и украшены причудливым орнаментом. План города Айод-хья, обители Господа Рамы, был подобен плану, описанному в трактате по архитекту­ре «Маносара».
Буддистские ис­точники также свиде­тельствует о большом внимании к указани­ям Васту шастры. Буд­да, как известно, про­читал несколько про­поведей по архитекту­ре и даже говорил о том, что следование принципам возведения зданий — обязанность его последователей.

Большое внимание уделялось при этом монастырям (вихары), хра­мам, полурелигиозным сооружениям (ардхайоги), жилым помеще­ниям (прасады), многоэтажным зданиям (хармьи) и домам для сред­него класса (гухья).

Васту Пуруша мандала

Большинство текстов оговаривают в качестве особого условия, что каждое строение должно сообразоваться с простым рисунком, подобным янтре, который называется Bacmy Пуруша мандала. В свое время это рисунок служил моделью для древних городов. Такая диаг­рамма в основе своей представляет отпечаток упорядоченного мира и принимает форму, раскрываемую вселенским Пурушей в проявлен­ном мире (Васту — телесное существование, место; Пуруша — вер­ховный принцип, источник Космоса; мандала — замкнутая много­угольная фигура). Точные пропорции Васту Пуруша мандалы не име­ют значения, поскольку это не точный план, но как бы прогноз, в соответствии с которым появляется широкий набор возможностей для архитектора. Ритуальная диаграмма понимается как идеограмма. Согласно ей храм представляет материализацию понятий, которые она воплощает.

Васту Пуруша мандала — геометрический рисунок, который со­держит в себе квадрат или квадраты, однако она может принимать и другие простые формы. Самая распространенная композиция состоит из 64 (8×8) или 81 (9×9) квадратов, в которых центральная зона из четырех или девяти квадратов посвящена главному божеству, Брах­ме. Другие, более сложные типы могут быть разработаны с помощью гномической прогрессии в 1024 квадрата. Традиция определяет 32 типа мандалы, простейшая из которых — квадрат. Такая мандала называется сакала, она предписывается для аскетического места. Она представляет собой пространство вокруг жертвенного огня и никог­да не использовалась в качестве схемы здания. (Сакала-мандала изоб­ражена на предыдущей странице).
Далее изображена так называемая печака-мандала; на ней пока­заны четыре области, находящиеся под влиянием демонических сил. Такой план может использоваться для поклонения Господу Шиве.

Следующая мандала, состоящая из 9 квадратов, называется num-ха-мандала (мандала трона).
Когда мандала используется в архитектуре, в ее центральной зоне размещается утробная комната храма. 12 квадратов вокруг ядра представляют местонахождение божеств, относящихся к 8 направле­ниям космоса. Эти, в свою очередь, окружены 32 божествами небес­ных тел (28 лунных и 4 управляющих солнцестояниями и равноден­ствиями).
Сетка Васту Пуруши мандалы выровнена по главным точкам, так, чтобы вся структура являла собой наиболее экономичные гене­ратор и коллектор энергии. Как только проектировщик заканчивает сетку, он уже может разместить на ней стены и столбы здания. Если сетка находится в гармонии с решеткой Земли, то выбранное место и Земля пребывают в гармонии. Если же имеется какое-либо искаже­ние или отклонение на линиях сетки, то гармония выбранного места и энергии Земли нарушена.
Сетка Васту Пуруши мандалы сопрягается с сеткой тонких энер­гетических каналов, которой покрыта планета Земля — между север­ным и южными полюсами и между востоком и западом по направле­нию движения Солнца. Дом, чья энергетическая сетка совпадает с сеткой планеты, насыщается положительной энергией своего окру­жения в максимальном объеме.

Термин пуруша, как известно, соотносится с человеком и отно­сится к Универсальному Человеку. Это универсальное Я, самость, антропоморфная форма духовного постоянства в пределах бытия. Пу­руша в результате жертвоприношения пребывает в мандале. Он — первичное единство, фрагментированное и многократное. Отдельные части проявления — части его расчлененного тела. Пуруша — это тело Бога, воплощенного в земле и разделенного в пределах бесчис­ленных форм. Он принес в жертву свое тело ради восстановления единства.
Знание Васшу Пуруша мандалы — основание всей индусской ар­хитектуры. Несмотря на свое название, Васту Пуруша мандала отли­чается от обычных мандал; это фактически квадрат, разделенный на меньшие квадраты. Вообще, индусам свойственно изображать черте­жи мироздания в виде квадрата; примером этого могут служить аст­рономические и астрологические карты. Квадратный гороскоп с две­надцатью меньшими квадратами для каждого знака Зодиака, распо­ложенными вокруг центральной квадратной области, известен под названием Раси чакра. Причем, слово чакра означает «колесо». Вас­ту Пуруша мандала, подобно гороскопу, — еще один способ пред­ставления круга, показывающий пересечение неба и земли на го­ризонте.
Все циклические числа индийской космологии основаны на пре­цессии равноденствий и точных долей числа 2590, которое представ­ляется как произведение 64x81x5. 5 — это число самватсары, цикла пяти лунно-солнечных лет.

В практических целях проектировщик обращается к аяди. Вычис­ления аяди направлены на согласование энергии звезд, под которы­ми родились обитатели здания, с энергетикой самого здания. Когда все эти энергетические составляющие согласованы, то находящимся внутри постройки гарантировано процветание и духовное благопо­лучие.
В науке Васту брахмастхана, или центральный внутренний двор, считается энергетическим сердцем и легкими всего дома. Эта часть дома должна всегда оставаться свободной, там не должно быть стол­бов, стен, перекрытий. Еще лучше, если она находится в прямом контакте с землей и открыта для небес: это дарует жителям духов­ную энергию. Если брахмастхану венчает крыша, то необходимо сде­лать окно для проникновения света.
Расположение комнат определяется сонаправленностью их с энер­гетическими потоками, которые, в свою очередь, коррелируются с первоэлементами — землей, воздухом, огнем, водой, пространством.

Благоговейное отношение к сакральной архитектуре связывается непосредственно с мандалой. Многие архитектурные решения осно­ваны на форме мандалы, обнаруживая целостную внутреннюю взаи­мосвязь между элементами и качествами природы. Сакральная наука также определяет процессы сознания как подъем до состояния цело­стного осознавания. Архетипы, прообразы придают форму «коллек­тивному несознанию», при этом элементы повседневной жизни мо­гут приобретать более сознательную структуру.

Мандала из 64 частей — одна из двух основных мандал, исполь­зующихся при устройстве индийских храмов, одного из элементов Васту Пуруша мандалы, системы 32 типов различных мандал.
Васту Пуруша мандала— это символ необусловленной сущности (Пуруша), проявляющей себя в существовании (Васту). Когда этг сущность принимает участие в существовании это приводит к воз никновению формы мандалы. Древние индийцы выражали это бук- вально как божественное слияние, а индивидуальные мандалы рассматривали как символ или принцип Земли. Первоначально Васту Пуруша мандала соответствовала реальному жертвоприношению, сим волизируя начало новой мировой системы. Этот ритуал отражает сущ­ность жертвования своим безусловным блаженством, начинающим существование во всех своих формах.
32 типа Bacmy Пуруша мандалы построены на основе группы квадратов. Существует основная мандала, построенная на группе из 9 квадратов, символе земной сферы, с центральным квадратом, со­ответствующим центру мира. Это центральное ядро всех основных мандал. Мандалы одинаковых чисел строятся из центра, состоящего из четырех блоков. Эта группа блоков представляет ритм четырех этапов, сезонов, элементов, а также направлений сторон света. Она также символ Шивы, божественного преобразователя, чей непрек­ращающийся танец отражает постоянно изменяющееся движение при­роды.
Исключительная мобильность при трансформации также опи­сывает закон, на котором построен танец Шивы — танец непрерыв­ного вращения четырехлучевого космического колеса, ось которого — вечность, и которое преобразует все на своем пути.

Принцип постоянства является синонимом динамического прин­ципа Мандалы. Мандала — это космическая диаграмма координации циклов пространства и времени, объединения путей неба и Земли. Мандалу часто связывают с божественным разумом, исходящим из высшего Пуруши. И то, что божественный разум создает благодаря процессу постоянства в кристаллической форме мандалы 64 квадра­тов, является структурой города Бога.

Священные структуры, в основе которых лежит Мандала, явля­ются отражением космических законов. Мандалу из 64 квадратов окружают 28 квадратов, которые соответствуют 28-дневному лунно­му циклу и связаны в индийской астрологической традиции с 28 лунными зонами.
В каббалистической традиции 28 — число совершенного челове­ка, представляемого суммой триединства: духа, души и тела. 28 — это сумма 1 + 2+3 + 4+5 + 6+7, которую можно представить в виде треугольника со стороной, равной семи единицам измерения. Три периода по 28 лет — 84— идеальная длина человеческой жизни.
Для астрологии как системы, связанной с природой и рассмат­ривающей космические ритмы, также характерно использование мандал. Знаки Зодиака, изображающие обычно небесные сущности в природе, описывают различные психологические и земные процес­сы.

Васту — мост между человеком и природой. Все в этом мире состоит из пяти первоэлементов. Эти элементы присутствуют на пла­нете Земля, поэтому наша планета поддерживает жизнь и законы природы, опираясь на мистерию первоэлементов. Если строить дома на земле, учитывая их отношения с элементами мироздания, люди будут жить в гармонии с окружающим миром.
Все вещи в физическом мире, независимо от их размера, фор­мы, цвета, физического или химического состава, происходят из одного источника — панчамахабхуты. Они генерируют особые вибра­ции, которые оказывают влияние на людей.

Васту стремится уменьшить серьезность проблем, стоящих перед людьми. Эти проблемы зачастую вызываются колебаниями панчама-хабхуты, коррелировать которые возможно, настраивая окружение человека.

Человеческое тело сотворено из этих пяти элементов, и по­этому следование науке Васту имеет огромное практическое зна­чение, так как это устанавливает гармонию между человеком и его окружением.
При дисбалансе первоэлементов рекомендуется практика йоги мудры, то есть, выполнение определенных мудр. Ниже перечислены основные мудры панчамахабхуты.
1)  Варуна мудра. Соедините кончики большого пальца и ми­зинца. Эта мудра помогает при лечении кожных заболеваний, она придает коже блеск и эластичность.
2)  Притхиви мудра. Соедините кончики большого и безымянно­го пальцев. Эта мудра помогает при лечении умственной и телесной слабости, наполняет тело положительной энергией и придает жиз­ненные силы.
3) Джнана-дхьяна мудра. Соедините кончики большого и указа­тельного пальцев. Эта мудра помогает при лечении потери памяти, сонливости и утраты концентрации.
4)  Сурья мудра. Поместите безымянный палец в основание боль­шого и крепко сожмите. Эта мудра помогает при лечении избытка холестерина в крови.
5)  Хридайя мудра. Поместите указательный палец в основание большого, а кончики среднего пальца и мизинца соедините с кон­чиком большого пальца. Эта мудра помогает при лечении астмы, дыхательных и сердечных расстройств.
Указанные мудры очень легко выполняются; для достижения лучших результатов практикуйте выбранную мудру дважды в день в течении 20-30 минут. При этом можно читать следующую шлоку:
Serve bhavantu sukhinah serve santu niramaya serve bhadrani pashyantu ma, Kashchid duhkhs bhagbavet
«Пусть все люди в мире процветают и будут счастливы. Всегда можно найти способ жить в мире и счастье».
Многим людям не известна наука васту, но когда они знако­мятся с древним знанием, они сразу производят изменения в своих домах согласно рекомендациям Васту шастры и намного улучшают свою жизнь.
Так, например, юго-западный угол дома в северном полушарии — центр энергии огня, наилучшее место для кухни. Такие принципы васту помогают создавать здания, которые наиболее точно сопряга­ются с универсальными энергиями.
Вернемся к мандале. В центре мандалы в соответствующее время устанавливаются изображение или символ определенного божества. Васту Пуруша мандала служит архитектурным проектом основы хра ма. Храм — это микромир Вселенной. Мандала также отражает этот аспект храма.
Центральный квадрат мандалы символизирует гору Меру, гео­графический центр космоса. В нем визуализируется образ горы. Вне­шняя структура храма и внутренний квадрат мандалы символизиру­ют священный пик. Вокруг горы Меру устанавливается символичес­кий пантеон богов. Каждый бог занимает свой собственный квадрат и располагается в соответствии со значением.
Васту Пуруша мандала выражает квинтэссенцию индуистской философии, перекликаясь с геометрическим выражением идеи от­ношения Божественного и человеческого. Человеку, каждому боже­ству и каждой силе во Вселенной отводится определенное место. В центре помещается творец Брахма. Мандала из 81 квадрата содержит 32 квадрата вокруг границы, представляющей четыре кардинальных точки и лунные созвездия. Это представление всего циклического времени, лунного и солнечного. В центре помещается Брахма. Вместе
с 32 богами, 33 ведичес­ких божества соотносят­ся с Адхисамватсарой, годом, составленным из 33 затмений. Еще двенад­цать божеств в середине — Адитьи, представляю­щие положения Солнца в эклиптике. Союз Сол­нца и Луны — причина творения (риту). В состо­янии фазы новой луны Луна входит в Солнце (согласно «Джайминея Упанишад Брахмане»).
Для того чтобы подчеркнуть роль храма как места пересечения энергетических потоков, мандала представляет также Космического Человека. Размеры квадрата соответствуют размерам человеческого тела: высота примерно равна охвату рук. На таком упрощенном уров­не храм становится местом пересечения космических потоков, оби­телью веры, где люди могут ощутить присутствие божества.
Веды описывают человеческое тело как мини-вселенную, в ко­торой присутствуют все составные части «большой» вселенной. В че­ловеческом теле находятся и основные элементы вселенной, а имен­но: энергия, время, место и майя.
На следующей странице представлена Парамасайика — Васту Пуруша мандала из 81 квадрата. На диаграмме представлены имена божеств, которые связаны с определенными частями Васту Пуруши.

Далее показана мандука — Васту Пуруша мандала из 64 квадра­тов. Эта простая диаграмма представляет не только энергии направ­лений космоса, но имеет и астрономическое значение, передавая комплекс циклических изменений — дня, месяца, года и так далее.
Мир в представлении индийской философии предстает в виде огромного Пуруши, мыслимого как мандала. Микрокосмическое тело Пуруши заключает в себе весь мир. Одно из значений термина «вас­ту» — тончайшая частица микрокосма. Считается, что васту — орган творения обоих миров, предстающий как бесконечная неизменная частица. Составной частью этой частицы является Брахма, или изна­чальная энергия. Все, что представлено на земле, и есть Васту. Таким образом, понятие «васту» охватывает строения, сооружения и про­чие объекты, возведенные человеком. Так, Васту Брахма выступает как изначальная тончайшая сущность, а Васту — ее осязаемое пред­ставление.

Такие мандалы, 32 варианта которых насчитывают индийские учебники по архитектуре, управляют ритмами, оформлением и смыс­лом индуистского храма. Индусский храм — место, где человек ста­новится Богом.
Южно-индийские архитектурные янтры обычно отражают опре­деленный космический порядок. Три концентрических квадрата об­разуют иерархию.
Внутренний посвящен универсальной сущности, средний пред­ставляет область богов, и внешний — земную сферу. За внешним квадратом находятся жители нижнего мира.
Пример храма, построенного с применением янтр, — храм Су-рья в Конараке около Бхуванешвара (Орисса). Он был возведен в 1240-1280 годах в честь Сурьи, солнечного бога, источника всякого света, духовного и мирского. Исследования показали, что янтры были вложены в пьедестал скульптуры Сурьи. Храм имел две главные постройки: высокую башню (виману), которая сейчас разрушена и в которой находился культовый образ Сурьи, и ступенчатый пирами­дальный зал для собраний (дхагамохана), который вел во внутрен­нее помещение святилища. В фундамент святилища заложена янтра особой конструкции — Сурья Панчабья (5 лотосов) мандала.
Васту Пуруша — это дух земной энергии. С этой энергией рабо­тают во время бхуми пуджи — с целью направлять ее в благостное русло.
Три различных положения Васту Пуруши указывают на различ­ные сезонные изменения структуры сознания и природного окруже­ния.

Если у божества Васту Нара отсутствует правая рука, то домо­владелец утратит свое имущество и не будет пользоваться успехом у женщин. Если отсутствует левая рука, то из дома уйдут деньги и еда. При отсутствии головы в доме поселится зло. При отсутствии стоп все появляющиеся на свет мальчики будут вскоре умирать, а сам отец ослабеет. Но если все части хранителя дома присутствуют и гармоничны (это бывает в случае выбора правильных форм жили­ща), то жители дома будут счастливы, богаты и пользоваться авто­ритетом в обществе.
Индуистский храм отображает в символической форме тело бога на макрокосмическом плане; он же отображает также в символичес­кой форме человеческое тело на плане микрокосмическом. Названия различных частей храма — это названия частей человеческого орга низма. Вот, например, некоторые из них: падука, пада, чарана, ангхри, джангха, уру, гола, грива, кантха, шира; ширса, карна, насика, сикха. Пада (ступня) — это колонна, джангха (голень) — части надстройки над фундаментом. Гала, или грива (шея) — часть между карнизами, на­поминающая шею.
Насика (нос) — любая похожая на нос архитектурная часть, и так далее. Гарбхагриха представляет сердце и изображения, антрая-мин (обитель Бога). Эта симвология побуждает искать Бога в соб­ственном сердце, а не где-то вовне.
Храм также представляет тонкое тело с семью психическими центрами, или чакрами. Гарбхагриха представляет анахату чакру (чет­вертый психический центр в области сердца), а верхняя часть калас — сахасрару (седьмой центр, расположенный в области макушки). Первые три центра (муладхара, свадхиштхана и манипура), сопряга­ются с частями храма, расположенными ниже уровня земли. Пятый и шестой центры (вишуддха и аджна чакры, расположенные в обла­сти горла и между бровями) находятся в шикхара-области.
Очень часто план храма представляет собой мандалу. Мандала отражает всю полноту Космоса, совмещая в себе противоположные начала: землю и эфир, статику и динамику. Наиболее характерная схема мандалы представляет собой круг с вписанным в него квадра­том; в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг, пери­ферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового ло­тоса или восьми членений, сегментирующих его. Квадрат ориентиро­ван по сторонам света, связанных с соответствующим цветом при­мыкающего изнутри пространства. Посередине каждой из сторон квад­рата находятся врата, продолжающиеся вовне уже за пределами квад­рата крестообразными изображениями. В центре внутреннего крута изображается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ.
Мандала — это геометрическая диаграмма с огромными потен­циальными возможностями духовной реализации. Ее главная харак­теристика — симметрия. Сотворенный мир, который является совер­шенным изделием совершенного Творца, лучше всего может быть представлен симметричной мандалой.
Внешний круг мандалы обозначает вселенную во всей ее целост­ности, очерчивает границу вселенной, ее пределы в пространстве, а также моделирует ее временную структуру.
Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, моделируют основные направления, пространственные координаты вселенной, точки входа которых в обитаемый мир заслуживают особого внима­ния и охраны. Поэтому в этих местах квадрата, во вратах, часто помещаются Локапалы, или махараджи («великие цари»): Вайшра-вана на севере, Дхритараштра на востоке, Вирудхака на юге, Виру-пакша на западе.

Движение в мандале совершается от внешнего мира к центру, мистической точке, в которой пребывает божество. Эта точка пред­ставляет собой творческий Принцип. Так и преданный, входя в храм, должен пройти несколько ворот, внутренние дворы и проходы, дви­гаясь к гарбхагрихе, сердцу храмового комплекса. В Васту шастрах содержится базисное осознание человека своей миссии в окружаю­щем пространстве, понимающего сакральное значение для него выс­троенной в соответствие с божественными рекомендациями окружа­ющей среды. Плотник в Древней Индии традиционно был также и лесником. Он хранил у себя текст, известный как «Вана Самракшана Самхита», повествующий о содержании и росте деревьев и лесов. Васту-тексты изобилуют информацией относительно типов деревь­ев, опасностей, подстерегающих человека в лесу, предостережений, касающихся содержания растительности в порядке.

Пуруша и мандала связаны с васту (определенным местом, уча­стком). Наука васту охватывает дом с участком и окружающей его средой. Согласно ведическим воззрениям, Пуруша — не только при­чина и жизнь, сто­ящие за всей пракри­та, но также и за все­ми творениями чело­века. Пуруша — со­знание, источник жизни. Он называет­ся также атман. Васту Пуруша Мандала счи­тается совершенной фигурой, фундамен­тальной формой в ар­хитектуре, из кото­рой выводятся все другие формы.

Васту и астрология

Васту — интегральная часть джьотиша, или ведической астроло­гии. При рассмотрении концепций ведической астрологии следует учитывать, что в Индии центром вселенной считается Земля (а не Солнце, как в западной астрологии). В работе «Майямата» сказано, что в дом следует входить в благостное время, которое должно соот­ветствовать времени вхождения благостных планет в благостные ме­ста. Говорят, что джьотиш — веданга, часть Вед, а васту — упаведа, младшая Веда.

ИСКУССТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ДОМА

Выбор места для строительства дома можно сравнить с выбором невесты или жениха — в обоих случаях очень важно не ошибиться. При выборе места для строительства дома нужно обращать внимание на следующее. Место должно быть строго ориентировано по основ­ным направлениям — северу, востоку, югу и западу.
Лучшими свойствами обладают квадратные или прямоугольные участки. Если участок не прямоугольной формы, то нужно стремить­ся, чтобы, по крайней мере, юго-западный и юго-восточный сектор находятся по отношению друг к другу под прямым углом. Юго-западная сторона такого четырехугольника не должна быть больше юго-восточной стороны. Земля, простирающаяся на северо-восток, очень благостна. Расширения на любых других сторонах зловещи. На­пример, расширение на северо-запад вынудит потерять деньги и ли­шиться мира и покоя.
Если земля сокращена в каком-либо углу, это нехорошо. По возможности, старайтесь заполнить отсутствующий угол. Если земля сокращена на северо-востоке, это очень плохо; никогда не покупай­те ее. Она подобно телу, лишенному головы.
Нужно избегать круглых, овальных и треугольных участков, а особенно участков неправильной формы.

Как указывалось выше, идеальная форма — квадратная или прямоугольная. В трактате «Майямата» предписывается со­отношение сторон 1:1,25

Дом, ориентированный на север и восток, оказывает бла­гоприятное воздействие на здо­ровье, благосостояние и жиз­ненный успех. Это вовсе не оз­начает, что в доме, который выходит на юг или запад, обя­зательно поселятся нищета и бедствия, — но все же, по воз­можности, следует прислуши­ваться к древним, проверенным веками рекомендациям. Не следует селиться в месте, зажатом двумя большими строениями:

«Маносара» гласит, что квадратный фундамент, слегка припод­нятый с южной и западной сторон, устанавливает прочную связь с божествами. Хорошим считается дом, несколько вытянутый в севе­ро-восточной стороне

Если ваш дом приподнят с других сторон, это обстоятельство можно скорректировать, соорудив стену примерно 2,5 м высотой, ориентированную по отношению к основным направлениям под пря­мым углом.

Если у вас уже есть дом и вы собираетесь достраивать его, то делать это следует с северной, восточной или северо-восточной сто­роны.

Немаловажна и почва, на которой стоит дом. «Брихат Самхита» гласит, что почва должна быть мягкой, однородной и приятно пах­нуть.

Место, где живет человек, может влиять на его счастье, здоро­вье и процветание. Следуя науке Васту шастры, он учится создавать здания, которые благоприятно влияют на вещи, приносящие счастье.
Васту шастра учитывает положение Солнца, Земли и других пла­нет во время строительства. Она также тщательно исследует строи­тельный участок, его форму, направление, местоположение ворот, дверей входа, дверей комнат, окон, а также общий проект здания. Самыми важными направлениями считаются север и восток: восток — это направление восхода Солнца.

При покупке земли полезно постоять на интересующем участке и почувствовать его вибрацию. Доверьтесь своим чувствам. Если вы чувствуете уверенность, смело покупайте. В противном случае с при­обретением участка лучше подождать. Лучше всего покупать землю, где жили счастливые и успешные люди. Дом, проданный человеком бедным или обедневшим, больным и несчастным, может принести несчастье и новому владельцу. Обветшалый или посещаемый сомни­тельными людьми дом не следует покупать вообще.

Земля должна быть обработана и хорошо пахнуть. Лучше не пользо­ваться непахотной землей. Земля, которая содержит много камней, муравейники, червей, костей, черепков, отстой и изуродованная корнями деревьев — не для вас. Если центр исследуемого участка выгнут или вогнут, вопрос о его покупке не должен и стоять.

Следует обратить внимание и на цвет почвы. Белесая почва хоро­ша для брахманов (священнослужителей, преподавателей, ученых или интеллектуалов), красная — для кшатриев (правителей, солдат или администраторов), желтая — для вайшьев (бизнесменов, фермеров или банкиров), и черная — для шудр (чернорабочих, ремесленни­ков, мастеровых или служащих).

Какие участки не следует покупать (атмосфера любого места за­висит от людей, живущих или живших там):
— принадлежавшие безнадежно и тяжело больным, лунатикам;
— принадлежавшие разорившимся;
— принадлежавшие покинувшим страну;
— землю, пожертвованную церкви;
— землю, где жили ведьмы, колдуны, жрецы;
— землю с муравейниками, костями;
— здания, проданные обеспокоенными, неудачными людьми. При оценке почвы делайте не только поверхностный анализ, но
также и прокопайте примерно на 4 м в глубину.

Если почва черная до глубины в 1 м, а ниже — белая или крас­на, землю можно смело покупать. Согласно Васту шастре, черная и глинистая почва для строительства дома не подходит. Если почва рассыпчатая, это означает легкую финансовую удачу. Желтая почва хороша для бизнесменов.
Вот как можно совершить небольшой тест на проверку состоя­ния почвы. Выкопайте на рассвете небольшую ямку (2×2 м) в том месте, где располагается дом (глубина — по колено). На следующее утро заполните ямку выкопанной землей. Если земля пересыпается за края ямки, эта почва подходит для строительства на ней дома. Если же выкопанная земля усохла настолько, что заполняет ямку не до конца, строить дом здесь нельзя.

Этот тест показывает естественную влажность почвы и выветри­вание. Снова выройте такую же ямку. На сей раз заполните его водой. Если для впитывания почвой воды потребуется больше часа, это хороший признак. Если же после поглощения воды в ямке остается много трещин, строительство дома может стоить намного больше чем вы ожидаете. Это тест на просачивание воды, проверяющий ка­чество глины.

Понижение участка в центр крайне неблагоприятно во всех от­ношениях; участок не должен походить на чашу.

Трещины указывают на плохое состояние почвы, на то, что глина не подходит для водного дренажа и может причинять пробле­мы, связанные с фундаментом. Плохая почва также говорит о том, что отходы не будут своевременно удаляться, и это может вызывать различные болезни.

Не покупайте землю, на которой располагались крематорий, клад­бище, больница. Следует остерегаться земли, если на ней в недавнем прошлом кто-то совершил самоубийство или если зафиксированы несколько смертных случаев за период меньше пары месяцев.

Лучше не покупать также землю рядом с мостом. Если мост находится на севере или востоке участка, такой участок определенно не следует покупать. Если мост находится на юге или западе, это менее опасно.
Разумеется, лучше не покупать землю с кем-либо в доле или если на ней находится что-либо, к чему имеют доступ и другие люди (например, колодец).

Участок земли, расположенный на холме — тоже не лучший выбор. Лучшим участком считается тот, который расположен на сред­нем уровне земли. Если земля находится у подножия холма и накло­няется к северу или востоку, это не так плохо, как если бы она была наклонена к западу.
После выбора и покупки земли выберите растения, которые вы будете на ней выращивать.

При планировке дома должны присутствовать все части. Отсут­ствие юго-восточного сектора, например, ведет к утрате благососто­яния и обнищанию женщин; отсутствие северо-запада — к бедности и голоду; отсутствие северо-востока — к отсутствию добродетелей; отсутствие юго-запада — к смерти сыновей, женским проблемам и рабскому положению хозяина дома.

Перед началом строительства дома нужно совершить определен­ные ритуалы. Их нужно проводить в благоприятное время под благо­приятными созвездиями в понедельник или четверг. В идеале, такой день должен установить квалифицированный астролог.

Поклонение божествам проводится в северо-восточном секторе. Северо-восток считается в васту самым благоприятным сектором: Солнце встает на востоке, а его лучи, которые суть концентрат жиз­ненной энергии, под влиянием магнитного поля Земли движутся на север. Поэтому энергия входит в дом с северо-востока и двигается на юго-запад.
Перед началом строительства землю нужно очистить. Следует из­бавиться от грязи, камней, ямок в земле, мусора, колючих кустар­ников.
Строительство не стоит начинать, если в семье есть женщины, находящиеся на поздних сроках беременности.

На примере физического строения (архитектуры) человеческого тела так­же можно видеть, что отдельные органы формируются в результате мета­морфозы некоего праорганизма. Ведические мудрецы считали архитектуру своеобразной проекцией законов физического строения человеческого тела на пространство. То, что мы называем цоколем, стеной, крышей, колонной, капителью, архитравом, фасадом и интерьером, и есть эта проекция. Архи­тектуру мы воспринимаем, исходя из ее физических параметров. Архитек­турное сооружение с хорошими пропорциями воздействет благоприятно; несоразмерное человеку — деформирующе. Если в архитектуре применен твор­ческий принцип, который можно назвать органическим, она воспринимается как активная, жизненная. Как растение, пример органического живого твор­чества в природе, постепенно развивается от невидимого пралистка путем метаморфозы форм и размеров, так и отдельные элементы здания как еди­ного целого развиваются в соответствии с этими принципами.)

Закладка фундамента
Сделав все необходимые расчеты и определив благоприятные размеры и подходящее время начала строительства, можно присту­пать к непосредственному началу работ.
Закладку фундамента следует проводить только после произне­сения соответствующих молитв и мантр, обратившись лицом к севе­ро-востоку. Рекомендуется обратить внимание на благоприятную му-хурту (благоприятное время).
Первый шаг должен сделать будущий владелец дома и/или архи­тектор (cmxanamu), или же распорядитель работ (вардхаки).
Желательно, чтобы Солнце при этом находилось в знаке Тель­ца, Льва, Скорпиона или Водолея. При закладке фундамента благо­приятными являются следующие созвездия:
«Матсья Пурана» советует начинать строительство дома в месяц ваишакха и ни в коем случае не в месяц чайтра, грозящих болезнями. Месяцы аграхаяна, магха и пхалгуна считаются для строительства благоприятными. Начавшему строить в аграхаяну «Матсья Пурана» обещает полные амбары зерна, в магху — все виды богатства, а в пхалгуну — золото и сыновей. Хороший месяц также и ашада: начав­ший строить в ашаду возымеет множество слуг и скота.
Месяцы джьяштха, шравана, бхадрапада, ашваюджа и пуша счи­таются для начала строительства неблагоприятными. Начавший стро­ительство в джьяштху и шравану вскорости умрет, в бхадрападу — будет страдать от различных неприятностей, у начавшего в ашваюд-жу скоро умрет жена, а в пушу — все украдут.
Считается благоприятным, если в небе следующие накшатры: Ашвини, Рохини, Мула, Уттарабхадрапада, Уттарашада, Уттарап-халгуни или Мригашира.
Благоприятными считаются нечетные лунные дни (кроме 9-го), а также 2-й, 6-й и 10-й. Среди дней недели рекомендуются среда, четверг и пятница. Восходящий знак (лагна) должен быть фиксиро­ванным. Лагна должна быть усилена присутствием неблагоприятных планет (новой Луны, Солнца, Сатурна, Марса, Раху, Кету и небла­гостного Меркурия) в 3-м, 6-м и 11-м домах, а благоприятных планет (полной Луны, Юпитера, Венеры и благостного Меркурия) — в квадрантах (кендра: 4, 7, 10) и тринах (триконы: 5, 9). В 8-м доме не должно быть никаких неблагоприятных планет.
Не следует начинать строительство, если любая женщина в се­мье находится после 6-го месяца беременности, или если кто-либо в семье тяжело болен.
Копать почву для закладки фундамента нужно в следующем по­рядке:
1) северо-восточный сектор,
2) северо-западный сектор,
3) юго-восточный сектор,
4) юго-западный сектор.
Закладка фундамента проводится в обратном порядке:
 1) юго-западный сектор,
2) юго-восточный сектор,
3) северо-западный сектор,
4) северо-восточный сектор.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО

Центр плана известен как брахманабхи, а центр здания — гриха­набхи. Гриханабхи должен располагаться на юго-западе или северо-востоке брахманабхи, это гарантия семейного счастья.
Если центр здания смещен к юго-востоку или северо-западу по отношению к центру плана, это плохо.
Древние писания говорят о четырех типах домов.

Открытые пространства соответствуют так называемой зоне паи­шача, месту скопления отрицательной энергии. Эту зону, которая окружает дом, нужно держать открытой. Открытые пространства вок­руг дома обладают, как ни странно, облагораживающим действием. На юго-западе полезно посадить лиственные деревья. На северо-вос­токе рекомендуется посадить траву и цветы, обладающие целитель­ными свойствами (например, дарбху). Следите за тем, чтобы корни деревьев не повреждали фундамента.

Колючих растений (типа кактусов) вне дома лучше вообще из­бегать. Если ваш дом выходит на север или восток, можно сделать красивую дорожку, ведущую от ворот к входной двери, по обеим сторонам которой растет тулси (базилик).
Перед новосельем разумно провести следующую церемонию. Бла­гоприятное время для этого — период Уттараяна (21 июня — 20 декабря), месяцы Вайшака, Шравана и Маргаширша; благоприят­ные созвездия — Уттара, Магха, Ашвини, Свати, Пушья и Ревали.
Рекомендуется выполнить Ганеша-пуджу, Наваграха-пуджу и поклонение васту пратима. После этого нужно обойти дом.

Ганеша-пуджа
108 наиболее распространенных имен Господа Ганеши Akhuratha (имеющий в качестве возницы мышь) / Alampata (веч­ный) / Amit (несравненный) / Anantachidrupamayam (бесконечное сознание) / Avanis (владыка всей Земли) / Avighna(беспрепятствен­ный) / Balaganapati (возлюбленное дитя) / Bhalchandra (с месяцем) / Bhima (огромный) / Bhupati (бог богов) / Bhuvanpati (бог богов) / Buddhinath (Господьмудрости) / Buddhipriya(flapyK)Lmift знание) / Buddhividhata (Господь мудрости) / Caturbhujeti (четырехрукий) / Devadeva (бог всех богов) / Devantakanasakarin (разрушитель демо­нов) / Devavrata(принимающий все подношения) / Devendrasika (за­щитник богов) / Dharmik (любящий щедрость) / Dhumravarna (с телом дымчатого цвета) / Durja (невидимый) / Dvaimatura (сын двух матерей) / Екак(ага (состоящий из одного слога) / Ekadanta (с одним бивнем) / Ekadri(ta(c одним бивнем) / Esanputra (сын Шивы) / Gadadhara (держащий булаву) / Gajakarna (с глазами слона) / Gajanana (с лицом слона) / Gajananeti (с лицом слона) / Gajavakra (слоновий хобот) / Gajavaktra (слоновий рот) / Ganadhak(ya (Господь небесных воинств) / Ganadhyak(ina (Господь небес) / Ganapati (Господь га-нов) / Gaurisuta (сын Гаури) / Gunina (Господь всех добродетелей) / Haridra (золотой) / Heramba (любимец своей матери) / Kapii (смуг­лый) / Kavisa(6orпоэтов) / Kirti (любитель музыки) / Kripakaram (милосердный) / Krisapingak(a (черно-желто-коричневоглазый) / K(amakaram(обитель прощения) / K(ipra(быстродействующий) / Lambakarna (с большими ушами) / Lambodara (с большим животом) / Mahabala (очень сильный) / Mahaganapati (всевластный) / Mahesvaram (Господь вселенной) / Mangalamurti (добродетельный) / Manomay (завоевывающий сердца) / Mritunjaya (бессмертный) / Mudakaram (обитель радости) / Muktidaya (дарующий вечный мир) / Musikvahan (разъезжающий на мыши) / Nadapratithista (любитель
музыки) / Namasthetu (разрушитель всех грехов) / Nandana (сын Господа Шивы) / Nidisvaram (владеющий всеми сокровищами) / Pasin (восседающий на скале) / Pitambar (носящий желтые одеж-
ды) / Pramod (Господь места) / Prathamesvar (занимающий первое место) / Purus (высшая власть) / Rakta (красный) / Rudrapriya (лю­бимец Шивы) / Sarvadevatman (принимающий небесные подноше­ния) / Sarvasiddhanta (дарующий своим ученикам знание) / Sarvatman (благословляющий
вселенную) / Sambhavi (сын Парвати) / Sasivamam (подобный Луне) / Surpakarnai (с больши-
ми ушами) / Suban (благодетель­ный) / Subhagunakanan (обитель всех добродетелей) / Sveta (бе­лый) / Siddhidhata (дарующий
спех) / Siddhi priya (дарующий милости) / Siddhivinayaka (дару-
ющий успех) / Skandapurvaja
К (старше, чем Сканда) / Sumukha
(благодетельной наружности) / Suresvaram (бог всех богов) / Svarup (любитель красоты) /
Tarun (юный) / Uddanda (нака-зуюший зло) / Umaputra (сын Умы) / Vakratunda (с кривым бивнем) / Varaganapati (дарующий милости) / Varaprada (дарующий милости) / Varadavinayaka (щедрый / приносящий успех) / Viraganapati (доблестный воин) / Vidyavaridhi (обитель всего знания) / Vignahara (разрушитель зла) / Vignaharta (разрушитель препятствий) / Vighnanasin(разрушитель препятствий) / Vighnaraja (бог препятствий) / Vighnarajendra (бог всех препятствий) / Vighnavinasanaya(разрушающий все беды) / Vignesvar Vikat (с ужас­ной внешностью) / Vinayaka (Господь всего сущего) / Visvamukha(Господь вселенной) / Yagnakaya (принимающий жертвенный огонь) / Yasaskaram (дарующий славу) / Yasvasin (известный) /Yogadhipa (любящий медитацию).

Ганапати Стотра
от pranamya sirasa devam govrie puthram vinayakam bhaktd vdsam smaren nitya ma hay a kamardhi siddhahey prathamam vakrathodam cha ekadantham dvithiyakam thruthiyam kri Ina pingak lakam gajavadanam chathurdhakam lambhodharam pancamam sa(tamam vikatamevacha sapthamam vignarajam cha dhvamra varanam tada a (tamam
navamam pallachandran cha dasmanthu vinayakam
ekadasam ganapathim dvadhasu gajananam
dvadasi namanithri sandhya patenaraha nucha vignabhayam
tasya sarva siddikaram prabho
vidhayrthi labhathe vidyam dhanardhi labathe dhanam
prthrdrdhi labathe puthran mok la drdhi labathe gathim
japey ganapathi stotram sadbirma.se phalam labethe sanveccharena siddim chalapathey nathra samsayaha a (tabhyo bramhanye bhas cha lekhitva ya samarpaye thasya vidya bhaveth sarva prasadhathaya

Молитва Ганеше

sri vakratun- a mahakdya kotiswyasamaprabha
nirvighnam kuru me deva sarvakdiyesu sarvadd
О Господь Ганеша со сломанным бивнем и большим телом; чье величие подобно миллионам Солнц, благослови меня, чтобы передо мной не возникли никакие препятствия.

sukldmbara dharam vi (num sasi varnam catur bhujam
prasanna vadanam dhydyet sarva vighna upasdnthaye
Медитируем на Господа Ганешу, одетого в белые одежды, все­проникающего, чье лицо серо, как пепел; четырехрукого, лучезар­ного, способного разрушить любые препятствия.

gajananam bhiita ganddhi sevitam kapitta jambitphdla sara bhak (itam
umdsutam soka vindsa kdranam namami vighnesvarapdda pankajam
Господь с лицом слона, которому служат все ганы, потребляю­щий Капитту и Джамбупхала, сын Умы, разрушитель бедности, по­клоняемся твоим лотосным стопам.

gandndm tvam ganapathi gam ha vamahe kavim kavlndm upamasra vastamam jye ha rdjam brahmandm brahmanaspathaanasrunvanna iithibhi sTdha sadanam
Приглашаем тебя, Господь духовного пути. Ты мудрейший из мудрых, лучший и лучших, несравненный. Ты высший Господь, Гос­подь ведических мантр, услышь наши молитвы. Посети наши дома, пребудь в них.

ЛЕСТНИЦЫ
Лестницы в доме можно делать, где угодно, кроме северо-вос­тока (это вызовет финансовые проблемы) и центра (Брахмастханы). Однако лучше стараться размещать лестницы на юге, западе или юго-западе. Не стройте лестницы на северо-восточной стороне, по­скольку это вызовет потерю богатства. Лестница должна поднимать­ся с востока на запад или с севера на юг.

Пространство под лестницей нельзя ничем захламлять. После­дняя ступенька должна быть обращена на юг или запад. В случае внутренней лестницы, ее не следует делать напротив входа. В случае внешней лестницы, она не должна пересекать входную дверь.
Уровень пола в доме на этажах должен быть одинаковым. «Бри-хат Самхита» однозначно советует тем, кто желает процветания, из­бегать разноуровневых полов.

Лестницу нужно строить с нечетным числом ступенек — 9, 11, 15. Число ступенек не должно заканчиваться нулем (то есть, напри­мер, 10 или 20) — потому что лучше начинать подниматься с пра­вой ноги и заканчивать подъем также правой ногой. Это невозможно при четном числе ступенек. Правая нога ассоциируется с приобрете­нием, левая — с потерей. Винтовые лестницы не считаются благо­стными. Дверной проем наверху лестницы должен быть, по крайней мере, на 20 см ниже, чем дверной проем внизу лестницы. Сломан­ную лестницу нужно немедленно чинить, чтобы избежать несчаст­ных случаев — как физических, так и душевных ран.
Лестница должна быть окрашена в легкие, светлые тона. Под ней не нужно располагать комнату для молитв, сейф или туалет.
Освещение

Освещение помещения может определять его место в жизни, его сущность и стиль. На открытом воздухе свет и тени влияют на появ­ление и исчезновение из поля зрения естественных и сотворенных человеком вещей. Но в закрытом помещении игра естественного и искусственного освещения в значительной степени определяет как функцию этого помещения, так и его художественное оформление.

Освещение является очень важным элементом декора. Кроме эк­сплуатации естественного света, в домах используются непрозрач­ные или прозрачные стеклянные стены, различные лампы и све­тильники, большие окна. В офисах архитекторы много работают над созданием оптимального освещения, повышающего эффективность труда. В жилых домах осторожный подбор светильников повышает эстетику интерьера. Искусственный свет, падающий с разных сто­рон и высот на различные поверхности, помогает почувствовать осо­бенности создания определенного настроения.

Положение углов

Лучшим углом, с точки зрения васту, считается северо-восточ­ный. Следует, по возможности, избегать других углов: юго-восточ­ного, северо-западного и юго-западного.

Однажды начавшись, строительство не должно быть остановле­но до полного завершения работ. Рабочих не следует торопить, дом необходимо строить днем, а на закате все строители прекращают  работу. За ходом работ обычно наблюдает квалифицированный ин­женер. Строительные материалы нужно складировать в юго-западном углу участка. Охрана должна находиться в юго-восточном углу. Если сторож сидит в северо-западном углу, собственности угрожает раз­грабление. Очередность строительства: источник, склад, ограда.

Источник воды

Первый шаг на выбранном участке — определение положения водного источника. Если вода из этого источника используется для строительства, это благоприятно для семьи, которая будет жить в доме. Лучше, чтобы водный источник находился на северной или северо-восточной стороне участка. Не следует пользоваться водой с северо-запада или юго-востока, и особенно юго-запада. Опасность представляет источник в середине участка. Водный источник должен быть круглым. В идеале он должен находиться под открытым солн­цем. Не рекомендует делить его или иметь два разных источника на одном участке. Колодец нужно рыть в благоприятное с астрологичес­кой точки зрения время, после проведения пуджи, чтения мантр или молитв. Это гарантирует чистоту воды.
Колодец должен быть вырыт под благоприятной звездой типа Poxuhu, Xacma, Ymmapa Bxadpanada, Ymmapa. Благоприятный день — понедельник, среда, четверг или пятница. Благоприятные нисходя­щие созвездия или звезды: Kpum/пика, Пурва Пхалгуни, Мула, Бхарани, Ашлеша, Пурва Бхадрапада, Пурвашадха. Вода, вытекающая из кухни и ванной, должна течь на северо-восток.
Копание колодца проводится только после чтения соответству­ющих молитв и мантр. Источник или резервуар воды — колодец, ручей, пруд или бассейн — должен быть расположен на севере или северо-востоке.

Глубокие колодцы предпочтительнее мелких. Следует обращать внимание, чтобы энергетические потоки не пересекали водный резервуар (для этого нужно начертить схему будущего строения).

Итак, «Брихат Самхита» рекомендует копать колодец только на севере и северо-востоке. Если посмотреть на огромные резервуары с водой (пушкарини) особо почитаемых древних индийских храмов, то можно отметить, что все они расположены на севере или северо-востоке. Эти резервуары не только достаточно правильной формы, но и очень глубоки.

Ограда

Дом должен быть обнесен оградой или забором. Ворота следует располагать в благоприятном месте. Ограда создает с четырех сторон мощную защитную мандалу, служащую защитой для дома. Но перед тем как возводить ее, нужно знать определенные правила. Во-пер­вых, ограда зависит от подходящей к дому дороги.

Ограду нужно возводить еще перед строительством дома. Строи­тельство следует начинать под благоприятным созвездием и в благо­приятный день — понедельник, среду, четверг или пятницу. Оно должно также начинаться в течение благоприятного дня лунного ме­сяца — Пратипада, Панчами, Шаштхи, Дашами, Экадаши или Пур-нима. Стена не должна быть выше дома, а ее строительство нужно начинать на юго-западе.
Юго-западная часть стены должна быть выше остальных ее час­тей. Стена на северной и восточной сторонах должна быть на 53 см ниже, чем на западной и южной. Если это невозможно, то северная и восточная стены должны быть, как минимум, на 8 см ниже.
Ворота не рекомендуется ставить на южной стороне. Лучше иметь двое ворот, чтобы все отрицательное, входящее в одни ворота, вы­ходило бы в другие.
С южной и западной сторон стены должны быть выше и толще, чем с северной и восточной сторон. На севере и востоке можно даже ограничиться забором, чтобы не препятствовать проникновению свет­лой солнечной энергии. Стены можно делать из камня, кирпича или дерева — в зависимости от доступности материала в том месте, где вы живете. Атмосфера дома во многом зависит от того, какие стены его окружают. Еще одно замечание: в зоне Пайшача проход между стеной и домом нужно делать из расчета 1/9 длинны и ширины нормального прохода:

Если в доме предполагается гараж, его нужно размещать у северо-западной или юго-восточной стены (и стараться, чтобы он не касался самого дома).

Входная дверь
Главная дверь должна быть больше, чем другие двери в доме. Она должна иметь две ставня и открываться вовнутрь.
Лучше, чтобы дом имел два входа. Выходная дверь меньше вход­ной и имеет только одну ставню. Если в доме две внешних двери, они не должны располагаться на прямой линии.
Когда человек входит в дом, он не должен упираться в стену перед входом: в комнату ведет другая дверь. На главную дверь не должна падать тень; главная дверь не делается ниже уровня земли. Она не устанавливается также в центре дома или по углам. Некото­рые авторитеты васту говорят, что чтобы вычислить, где размещать главную дверь, нужно поделить дом на девять частей. Дверь должна быть в четвертой секции дома (см. рис. далее).
Главная дверь не должна быть расположена напротив главной двери другого дома.
Если вход дома на юге, над дверью не должно быть ни балко­нов, ни веранд.
Определим положение входной двери (на санскрите — махадва-ра, или муладвара).
Входная дверь может быть расположена в четырех зонах (начиная с востока):
1)  Индра,
2) Брихатакшаша,
3)  Кусумаданта,
4) Ехаллата.
Разделите каждую сторону плана на 9 частей. Область расположе­ния входной двери определяется, в принципе, как 4-я секция с правого от вас конца здания. Избегайте дверей, расположенных по центру. На диаграммах ниже показаны более точные желательные положения дверей.
В идеале, рекомендуется иметь двери со всех четырех сторон све­та (конечно, в нужных местах). «Майямата» и «Самарангана Сутрад-хара» рекомендуют прорезать двери в следующих зонах: Махендра (Индра), Брихатакшата, Кусумаданта и Бхаллата.
Входная дверь должна быть больше всех остальных дверей в доме. «Маносара» указывает, что высота входной двери, по крайней мере, в два раза превышает ее ширину. А «Брихат Самхита» и «Виш-вакарма Пракаша» советуют входную дверь делать высотой в 3 раза больше, чем ее ширина. Входная дверь должна быть красивой, твер­дой и массивной. «Майямата» рекомендует укреплять ее различными металлическими конструкциями. Входную дверь можно украсить се­мейным божеством (Куладевата; размер — меньше 1 хасты), богиней процветания Лакшми, изображениями коровы или телят, цветами, начертанием священного слога ОМ (его следует размещать на уровне глаз входящего). Порог следует делать не только для входной двери, но и для всех остальных дверей в доме. Порог препятствует проникновению отрицательной энергии и регулирует потоки энер­гии земли, входящей в дом и в комнаты.
Категорически запрещается делать дверь в середине жилого дома — такие двери допустимы только в храмах и местах поклонения. В «Самарангана Сутрадхаре» говорится, что дверь в середине свиде­тельствует о распаде семьи. Перед входной дверью полезно сделать несколько ступенек. Не сажайте никаких деревьев перед входной две­рью.
Открываться входная дверь должна в направлении часовой стрелки. Традиционные рекомендации прадакшины (обхода вокруг божества) требуют совершать его именно в этом направлении. Этот принцип желательно применять и в отношении других дверей.

 

 

Сад перед домом
Идеальное место для сада — северо-запад. Деревья, растущие рядом с домом, даруют его обитателям и гостям счастье, мир и покой. Древние мудрецы установили определенные правила посадки деревьев.
Считается, что в доме, рядом с которым растет дерево билва (Aegle Marmelos), пребывает богиня богатства. Если человек выра­щивает плодоносящие деревья, он сможет наслаждаться плодами жизни.
Деревья следует сажать в следующие месяцы: Рохини, Уттарап-хплгуна, Уттарашада, Уттарабхадрапада, Чайтра, Анурадха, Мрига-шира, Ревати, Мула, Вишакха, Пушья, Шравана, Ашваюджа и Ха-ста. Деревья должны быть защищены стенами. Деревья с листьями выращивают на юго-западе, перемежая их с фруктовыми деревьями. По желанию, на юго-западе можно разместить также сад камней.
Универсальное растение для дома — туласи, которое можно вы­ращивать на севере, северо-востоке или востоке в доме или перед домом. Деревья не нужно сажать непосредственно перед главным входом. Число деревьев — четное. Деревья хорошо выращивать на южной или западной сторонах дома; в идеале они должны расти на обеих этих сторонах. Одиноко стоящее высокое дерево на севере, северо-востоке или востоке принесет неудачу.
Маленькие деревья можно сажать на востоке или севере, северо-восток должен быть свободен. Высокие деревья не должны подхо­дить слишком близко к дому, поскольку они заслоняют собой сол­нечный свет. Нежелательно, чтобы налом падала тень дерева. Возле дома не должно стоять больших деревьев, поскольку их корни могут повредить фундамент и разрушить стены. Недопустимо, чтобы ветви деревьев касались дома.
Возле дома не стоит выращивать колючие растения: они притя­гивают отрицательную энергию.
Вот рекомендуемые растения: кокосовая пальма, орех, ним, бе­тель, сандаловое дерево, лимон, ананас, билва, миндаль, гранат, манго, амла (эмблика лекарственная), катха.
Баньян и пиппали (ашватха) — священные деревья; они обычно сажаются только около храмов или в священных местах.
Недопустимо отдавать стену ползучим растениям. Такие расте­ния можно выращивать, однако они должны иметь собственную поддержку.
Растения и деревья следует сажать под благоприятными созвез­диями. Молодые деревья сначала выращивают в глиняных горшках, и только потом они переносятся на улицу. Так они будут расти на­много лучше и здоровее.
Если дерево выкорчевывается (вследствие болезни или по дру­гим причинам), удалять его следует в месяцы Магха или Бхадрапада. Перед выкорчевыванием дерева поклонитесь ему и выразите сожале­ние, что вам приходится с ним расстаться. Пообещайте привить на это место новое дерево — и выполните свое обещание в течение трех месяцев. При срубании дерева оно должно падать на восток или се­вер, а не на юг или запад.

 

Покупка смежного участка

Если вы желаете купить землю, смежную с вашим участком, такую покупку следует проводить в понедельник, четверг или пят­ницу, под благоприятным созвездием (например, Вайшака, Пурва, Ашлеша, Мрига, Рвати, Мула или Анурадха). Участок можно расши­рять на север, восток или северо-восток; северо-западный угол луч­ше не трогать. Дополнительные участки на юго-западе, западе или юге покупать не стоит, поскольку это причинит множество неудач.
Итак, если возможно расширение ваших угодий в сторону севе­ро-востока, немедленно воспользуйтесь такой возможностью. Луч­ше, если смежная территория находится несколько ниже, чем основ­ная. Между основной землей и дополнительной не должно быть ни­каких заборов или стен, на ней также не рекомендуется возводить никаких построек.
Интересные факты

В этом нет ничего сверхсложного для тех кто посещает нас.

Расположение дороги

РАСПОЛОЖЕНИЕ ДОРОГИ
Видхи означает дорога, а шула — копье. Следовательно, видхи шула — это дорога, которая упирается в дом. В следующей таблице представлены благоприятные и неблагоприятные шулы.

В идеале дом должен находиться на квадратном участке, с четы­рех сторон окруженном дорогами. Такой участок нужно покупать вне зависимости от запрашиваемой цены. Его владелец станет богатым, здоровым и счастливым. Если дорога находится рядом с участком и заканчивается в северо-восточном секторе, это очень хорошо. Если же дорога заканчивается в каком-либо другом месте, это уже хуже.
Дорога с северной стороны считается благостной, а на южной стороне уже не настолько хороша. Если имеется только одна дорога, лучше, если она будет расположено на восточной стороне.

Зловещая картина — три дороги на востоке, юге и западе. Земля под участок не должна также находиться рядом с Т- или Y-образ-ным перекрестком.

Итак, ориентируйтесь на следующие положения подходящей к дому дороги: север северо-востока, восток северо-востока — это са­мые лучшие диспозиции. Допустимы также юг юго-востока и запад северо-запада.
рис (факторы, влияющие на возведение здания).

СИСТЕМА  ИЗМЕРЕНИЙ

Основной мерой для проведения васту-расчетов служат ангула и xacma (кубит). Ангула определяется в «Майямате» как средняя фалан­га среднего пальца, или 8 яв — положенных вместе ячменных зерен. Ангула равняется примерно 3 сантиметрам.

1 раджа — это стандартная длина веревки, используемая в стро­ительных расчетах. В Индии правила о плоскости требуют, чтобы ее измеряли частью подобной ей плоскости, но на Западе возможна замена: можно измерить линии, ограничивающие плоскость.
«Мана» означает «измерение». «Маносара» упоминает о следую­щих мерах длины:

Эти меры длины перечислены также в «Брихат Самхите» (58:1). В «Законах Ману» (8:132) указывается мельчайшая из мер, трасарену — крошечная пылинка, которая видна в луче Солнца, проходящем через оконную решетку.

Высота изображения божества, строения или храма определяется в зависимости от его длины и ширины. В «Маносаре» в этой связи указываются следующие системы измерений:

Система шантика : высота = ширине строения)

Разнообразие величин, используемых при измерениях объясня­ется тем, что в Дева Шилпе божества имеют большие шкалы по сравнению с принятыми для Манава Шилпы. Шкала уменьшается по линии: боги-богини-люди-животные-птицы и так далее.

Храм Нарасимхи. Ведическая культура сложна для восприятия, о ней можно судить только исходя из знания ее истоков. В принципе, это харак­терно для любого вида искусства, особенно для архитектуры, воплощающей связь идеального и реального. Архитектура — это всегда отражение идей, впечатлений, настроений, поступков, фантазий, свойственных людям конк­ретной эпохи. В Васту шастре это выражено особенно ярко, так как основой его творчества было целостное мировосприятие, стройная система идей. Понять ведическую архитектуру, не зная этой системы, — все равно, что изучать лепестки и листья растения, забыв о ветвях, стволах и корнях, из которых они вырастают.

Примечательно, что для определения пропорций высших божеств использовались особые пропорции. На рисунке далее представлено наиболее число тал (10) для измерения 124 частей (органов) тела высших божеств (Дева Шил па).

На рисунке даны указания по определению пропорций изобра­жений божеств.