Шилпа шастра

Запись подготовлена на по книге «Сакральная архитектура города Богов».

На тамильском языке сохранился трактат по Шилпа шастре, первоначально составленный на санскрите Майяном, который, по преданию, был сыном Брахмы и архитектором богов. Книга посвя­щена восхвалению Шивы, и после обычных шлок во славу боже­ства, обозначается потребность в Шил пане:
«Храмы, города, морские порты, здания,
Водные резервуары и источники— всем им нужна рука Шилпана;
Как построить их рукой другого?
Это все равно, что совершить грех убийства».
В Атхарваведе (32, трактаты по шилпе) дается совершенное зна­ние ведических мантр, при помощи которых в изображения божеств входят сами божества и озаряют их своим присутствием. Это — пер­вое условие успешной работы Шилпана.

Затем определяется такая мера длины, как кубит:
«Восемь атомов составляют одно хлопковое волокно,
Восемь волокон составляют один волос,
Восемь волос составляют одну песчинку,
Восемь песчинок составляют одно семя горчицы,
Восемь семян горчицы составляют одно бамбуковое семя,
Восемь бамбуковых семян составляют один палец,
Шесть пальцев составляют четверть кубита,
Двенадцать пальцев составляют половину кубита,
Восемнадцать пальцев составляют три четверти кубита (маттхи-бам),
Двадцать четыре пальца составляют один кубит.
Эта мера называется также джати и мамангулам. Она исполь­зуется брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами».
Хотя это стандарт измерения, предназначенный к использова­нию представителями всех четырех каст, сами измерительные инст­рументы дифференцируются по кастовой принадлежности измери­телей. Правила здесь следующие:
«Брахманы должны пользоваться бамбуком.
Кшатрии должны использовать черное дерево,
Вайшьи— тик,
Шудры— красную мандрагору».

Перед началом работ, нужно определить точное положение бога земли Васту Пуруши. Он явлен спящим, стоящим, шагающим, сги­бающимся и так далее. Очень важно знать, что делает в определен­ный момент Васту Пуруша, в каком расположении духа он пребыва­ет в данный момент и как настроен по отношению к строителю. Сон Васту Пуруши — неудачное время для строительства. Для определе­ния времени Васту Пуруши проводятся соответствующие астрологи­ческие вычисления. Так, Васту Пуруша явлен стоящим в следующие месяцы: ситтерай, вайкаши, ади, аварии, айпаши, карттика, тай и маси. Однако определить благоприятные месяцы мало: нужно еще знать благостные дни.
Это 10-й день ситтерей, 21-й день вайкаши, 11-й день ади, 6-й день авами, 8-й день айпаши, 8-й день карттики, 21-й день маси и 12-й день тай. В эти дни Васту Пуруша стоит прямо.

Большое значение имеют также благоприятные часы данных дней: это 8-й час дня в месяц тай, 10-й час карттики, 2-й час ади, 5-й час ситтерай, 21-й час авами и 8-й час дня в айпаши.
Шилпа шастра рассказывает о важности определения состояния Васту Пуруши в данный момент и удерживает людей от риска несво­евременного строительства:
«Нужно знать все, что является необходимым о васту. Если пост­роить дом неправильно, жизненная сила его владельца уйдет, а сам он лишится жизни. В доме поселится богиня неудачи, женщины хо­зяина дома пропадут напрасно, и проектировщик тяжело заболеет».
Далее даются указания относительно почвы выбранного участка:
«Сладкая земля — для брахманов,
Горькая земля — для кшатриев,
Кислая земля — для вайшьев,
Острая земля — для шудр.

На земле, которая пахнет подобно свернувшемуся молоку, очи­щенному маслу, меду, крови, волосам, рыбе, птицам или пахте, нельзя ничего сеять, нельзя ничего строить».

Поскольку выбор благоприятного времени строительства — очень необходимый фактор, автор дает руководство определения солнеч­ных часов, но перед этим нужно совершить следующее.
«Сначала определите благоприятный день; это день северного солнцестояния, правильного возвышения участка, линии, проходя­щей через горизонт с каждой эклиптикой. Определите благоприят­ные звезду и созвездие в начале строительства».
«Часы, сделанные из клыков слонов, предназначаются для кшат­риев, из черного дерева — для брахманов, для остальных — из серд­цевины сухого тамариска».

Вот два очень простых метода определения времени дня до того, как Солнце достигло меридиана:
1) Встаньте, чтобы Солнце было справа, соедините руки гори­зонтально, отставив большие пальцы, поднимите указательный па­лец. Если тень этого пальца доходит до другого, соседнего с ним пальца (указательного пальца левой руки), она обозначает 48 ми­нут, прошедших после восхода Солнца, и так далее.
Когда Солнце проходит через меридиан, положение праотцов должно соответственно меняться.
2) Возьмите соломинку длиной в одиннадцать пальцев, поло­жите ее на землю, согните, подняв один конец, который будет служить гномоном. Установите гномон против солнца к востоку или западу от меридиана. Высота гномона определяется так: поднимите согнутый конец на такую высоту, чтобы отбрасываемая тень не пре­вышала оставшуюся часть соломинки. Найденный таким образом гно­мон показывает дневное время.

В Шилпа шастре указывается на важность предзнаменований удач­ного или неудачного строительства, исходя из такой информации, можно правильно выбрать участок.
«Если вам встретятся человек с широкой или лысой головой, змея, санньяси, брахман, женщина без грудей, горшок, человек без носа, связка дров, больной, парикмахер, слепой, торговец маслом, это недобрый знак».
«Если архитектор или хозяин, собирающийся строить дом, встре­чает молодую красивую девственницу, это очень добрый знак».
Предзнаменования также определяются при помощи кокосовых орехов:
«Если корона кокосового ореха большая, а противоположная сторона маленькая, это признак богатства (в будущем доме). Если после бросания ореха вверх, три его части падают на голову, а две на ноги, это признак радости. Если орех при падении разбивается на части в соотношении 5/2 и 5/3, это также признак богатства. Если одна часть ореха прикрепляется к внутреннему волокну, это при­знак длинной жизни. Если орех разбивается на части, то будут най­дены алмазы. Если орех падает, раскалываясь посередине, с домо­владельцем случится большое несчастье».
Перед закладкой фундамента проводится церемония «мукурта-на», определение благоприятного часа. Выкапывается небольшая ямка и изучаются предзнаменования.

«Если в яме будут находиться черный муравей, скорпион, бе­лый муравей, красный муравей или волосы, то дом, построенный на таком участке, сгорит во время пожара. Если в яме очутится немного золота, лягушка, коровий рог, зерно, кирпич или серебро, дом и его обитателей ждут счастье, процветание, наслаждение, дол­голетие и безграничное богатство».
Определены также предзнаменования, полученные на основе изучения языка цветов:
«В центре участка сделайте яму в 1 кубит длиной, глубиной и шириной. Заполните ее водой. Возьмите в руку цветок, совершите медитацию на божество, затем бросьте цветок в воду. Если он по- плывет направо и будет обращен к Солнцу, это признак счастья, богатства, известности и славы. Если же цветок поплывет налево, это признак горя, страданий и нищеты. На таком участке дом стро­ить нельзя.
Если цветок остается неподвижным на северо-западной стороне, то на хозяина дома нападут восемнадцать видов легочных болезней; его богатство унесут другие, сам он вскоре умрет, и демоны превра- тят его участок в место кремаций!

Если цветок остается неподвижным на северной стороне, строи- тель станет богатым, у него будут хорошие сыновья и долгая жизнь, он будет пользоваться почетом, совершать чудеса щедрости. Его дом будет считаться прибежищем добра, а сам он будет почитаться как святой!»
Шилпа шастра далее рассказывает о том, как должна входить в почву лопата.

«Если край изгиба лопаты погружается в землю при вонзании ее в землю, если земля вылетает из-под лопаты вверх, это зловещие предзнаменования. Человек, решивший построить дом на таком уча­стке, помимо несчастья и беспокойства, будет жить в постоянном горе и очень скоро станет добычей бога смерти».
Участок делится сначала на четыре равные части, а потом эти части снова делятся — на 64 части. Четыре части в центре приписыва­ются Брахме, четыре вершины считаются областью Рутхирана. Дру­гие четыре точки связываются с Вишну, а все оставшиеся части соотносятся со Сваргой. Здесь автор отмечает, что все части организ­ма связаны между собой, и такая же связь обнаруживается между человеческим телом и домом. Строящий дом должен гарантировать его существование в течение сотни лет; он должен обладать телята­ми, волами и рогатым скотом, увеличивая свое поголовье день ото дня. Домовладелец должен слиться в космическом танце с велико­лепной Лакшми, восседающей на прохладном цветке лотоса.

«Область Индры (восток) — обитель супругов, домовладельца; место Ревати. Область Ямы (юг) предназначена для того, чтобы дер­жать одежду. Область Нирути (юго-запад) — надлежащее место для воды. Область Варуны (запад) — место, надлежащее для совершения религиозных обрядов. Область вайю (северо-запад) — место для хра­нения зерна. Область Куберы (север) — место для хранения сокро­вищ. Область Ишани — место для домохозяек, тут также следует принимать роды».

Далее автор дает указания относительно размещения в доме пред­ставителей разных каст.
«Юг — для брахманов, запад — для кшатриев, север — для вайшьев, восток — для шудр».
Далее идут правила относительно расположения собственности домовладельца.
«Пепел размещается на юге (вашего дома), солома — на юго-западе; быки — на западе, а на северо-западе — зерно и коровы».
«На севере дома размещается кухня, на востоке — овцы, на юго-востоке — дети».

Согласно Шилпа шастре, в каждом доме должна находиться не­большая коробочка, называемая гарбха, в которой хранятся фамиль­ные драгоценности. Эта коробочка хранится в астрологически опре­деленной части дома. Вот правила относительно сооружения гарбхи:
«Возьмите глину из норки краба, глину от бивня слона (то есть глину, которая остается на бивне после того, как слон рыл землю), глину с муравейника, глину с рогов. Все перемешайте и сделайте коробочку. Разделите ее на девять частей, положите в нее драгоцен­ности, окажите им почтение и затем закопайте в землю в северо­восточной области дома. Дом будет наслаждаться счастьем».
Следующие строки Шилпа шастры касаются дверей.
«Если дверь дома закрывается сама собой, будучи открытой, это признак долгой жизни домовладельца. Если она закрывается со скри­пом, это признак гибели дома. Если дверь при открывании остается на том же месте, это признак счастья и долголетия.

Если дверь то открывается, то закрывается сама собой, дом ста­нет обителью болезни.

Если дверь шумит подобно заводу, то у детей хозяина не будет счастья. Жена домовладельца скоро умрет, и в доме поселится безумие».
Затем в древнем трактате рассматриваются деревья, которых ав­тор делит на три класса:
«1) Мужские деревья.
Деревья с сильным и толстым стволом — длинным, прямым, ровным.
2) Женские деревья.
Дерево с толстой основой, остроконечное, узким стволом и ма­ленькой верхушкой.

Двуполые деревья.
Стройный и длинный в середине ствол, толстая макушка.
Мужские деревья служат для изготовления столбов; женские де­ревья — для стенных перекрытий; двуполые деревья — для балок и стропил.
Манго подходит для храмов, маргоша — для домов брахманов, тик — для кшатриев, иллюпай — для чайтьев, венгаи — для домов веллаларов.
Для строительства зданий есть подходящие и неподходящие де­ревья.
Деревья из общественных мест, из деревни или окрестностей храма, обгорелые деревья, содержащие птичьи гнезда, вырастающие на муравейниках, содержащие соты, плодоносящие не в свое время, странные и причудливые деревья, растущие вблизи воды, разрушен­ные слонами, унесенные ветром, увядшие, в которых живут змеи, дьяволы или лежат трупы, упавшие все они считаются плохими и их нужно избегать.
Ficus racemosa, Ficus indica, Ficus virens, шелково-хлопковое де­рево, Butea frondosa, Abrus, Jujuba, Makirla, древесная яблоня — этих деревьев нужно избегать. Если какое-либо из них использовалось при строительстве дома, то богатство домовладельца уменьшится, его дети вскоре умрут, и он будет страдать от бедности и несчас­тий».
Далее указываются благоприятные дни для установления стол­бов, стропил и так далее.

«В понедельник устанавливайте столбы, в среду устанавливайте стропила, в пятницу — кройте крышу, а в четверг вселяйтесь в дом. Домовладелец будет жить долго и счастливо, как Индра».
После этого рассматриваются некоторые астрологические пока­зания, необходимые для определения подходящей земли. Эта часть трактата обозначена как «Бхуми-Саллиум».
«Если Юпитер или Меркурий во время наблюдения находятся в четвертом, седьмом или десятом лунном домах, или если Солнце находится в третьем, шестом или восьмом доме, то на участке зарыт клад.
Если Венера и Меркурий находятся в соединении, а Юпитер — в оппозиции (без регресса), Сатурн — в ногах Юпитера, то на учас­тке зарыт клад, в крайнем случае, серебро.
Если вы хотите найти точное место, где сокрыты деньги, уголь, кости и так далее, делят выбранный участок на двадцать восемь частей, затем смотрят, в каком доме находится Луна. В части, соот­ветствующей дому, и находится сокровище».

Далее автор переходит к рассмотрению благоприятного времени для совершения различных поступков. Первое необходимое действие — установление времени появления звезды Куликан.
«Чтобы установить время появления Куликана в какой-либо день, отсчитайте от этого дня до следующей субботы число индийских часов; умножьте его на 3 3/4. Найденная таким образом сумма — время Куликана».

Определение благоприятного часа. «С того дня, когда вы хотите найти благоприятный час, к пятому последующему дню (на восходе Солнца), вычитайте от каждого дня два с половиной индийских часа. Если остаток равняется афелическому расстоянию Солнца, то в рассматриваемый день случится чья-либо смерть. Если же остаток дает расстояние Венеры, это весьма благоприятно. Если остаток дает расстояние Меркурия, ждите новых детей. Если остаток дает рассто­яние Луны — ждите похвал. Если остаток дает расстояние Сатурна — смерть. Если остаток дает расстояние Юпитера — новую одежду. Если остаток дает расстояние Марса — ненависть».

Затем указываются дни недели, неблагоприятные для путеше­ствий в некоторых направлениях. «В понедельник и субботу не реко­мендуется ехать на восток, во вторник и среду — на север, в пятни­цу и воскресенье — на запад, в четверг — на юг. Ехать в эти дни в указанных направлениях не только неудачно, но и бедственно».

Однако знать неудачные дни недостаточно, важно знать благо­желательные часы, когда следует начинать свершения. «В понедель­ник и субботу благожелательно предпринять поездку в любое время до 8-го индийского часа; в четверг благожелательно предпринять поездку на юг до 12-го индийского часа, а в пятницу и воскресенье — до 12-го индийского часа; во вторник благоприятно ехать на север до 12-го индийского часа, в среду — до 16-го индийского часа». «В следующие четыре месяца, а именно: ауни, пураттаси, марга-ли, пхалгуни, строить дом — значит обретать болезни и бедность. Даже сами боги страдали бы, если бы задумали строительство в эти месяцы». «В понедельник в месяц ади Хавана лишился головы; в месяце маргали случилась война Бхараты и другие бедствия; в меся­це пураттаси умер Хиранья; в пхалгуни Шива выпил яд; в ауни Мепалашаккиравартхи сбежал из города.

Если воскресенье совпадает с десятым лунным днем, понедель­ник совпадает с шестнадцатым лунным днем, вторник — с шестым лунным днем, среда — с девятым лунным днем, четверг — с двад­цать четвертым лунным днем, пятница — с четвертым лунным днем, а суббота — с двадцатым лунным днем, не начинайте в эти дни строительства: дом сгорит при пожаре.

Если воскресенье совпадает со вторым лунным днем, понедель­ник — с четырнадцатым лунным днем, вторник — с двадцать пер­вым лунным днем, среда — с двадцать третьим лунным днем, чет­верг — с восемнадцатым лунным днем, пятница — с двадцатым лунным днем, суббота — с двадцать седьмым лунным днем, эти дни неудачны для выполнения каких-либо работ. Свадьба, сыгранная в эти дни, не принесет счастья: жена скоро овдовеет, недавно постро­енный дом разрушится.
«Если в указанные дни отправиться в поездку, там настигнет смерть, даже если путешественник исполнил церемонию нидека; его жена останется бесплодной, а если даже родится ребенок, то вскоре умрет.
При постройке дома домовладелец должен одарить шилпана но­вой одеждой, деньгами, порошком сандалового дерева и гирляндами. Потом нужно произнести слова приветствия и справиться о его здо­ровье, — так постановил Майян».
Благоприятные знаки при посещении участка: «Когда домовла­делец и шилпан намереваются осмотреть участок, а по пути им встре­тилась красивая девушка, чья кожа походит на золото, то строить дом нужно немедленно.

Когда шилпан и домовладелец, стоя на участке, видят справа ящерицу, это хороший знак; если слева — это превосходный знак: домовладелец будет иметь хорошее благосостояние; все живущие в доме обретут богатство и никогда не потеряют его».

Участок

«Если участок к востоку и к западу понижается, а к юго-западу повышается, на таком участке нужно обязательно построить дом — и все виды процветания посетят его. Если участок понижается на запа­де и севере или если на западе повышается, а на севере понижается, в доме, построенном на таком участке, семья увеличится, все ее члены будут иметь долгую и успешную жизнь.
Если построить дом на участке, пересеченном тропой, богатство хозяина исчезнет, скот, жена и дети умрут, а дом сгорит при пожаре.
Земля, расположенная рядом с храмом, часто посещаемая дья­волами и странными существами, с право стороны храма, посвя­щенного Кали, прилегающая к шоссе, для строительства не подхо­дит. Если же человек не обратит внимания на эти предостережения, его жена и дети вскоре умрут, скот и все, что он имеет, погибнет, а сам он примется ходить с места на место и жить на подаяние.
Участок рядом со старым или разрушенным храмом, где живут змеи, подвижники, где были поля сражений, для строительства не подходит. Если все-таки построить здесь дом, сам домовладелец и его родственники погибнут, а дом зарастет травой и деревьями».

Шилпан

«Истинный шилпан — тот, кто украшен ожерельем из священ ных бусинок, священной нитью, кольцом дхарбы; набожный, вер­ный своей жене, избегающий общества нечестивцев, заботящийся о семье, полный чистых мыслей и добродетелей.
Он украшен шелковым шнуром, распевает Веды, постоянно вов­лечен в работу, совершает все ритуалы, совершенствует свое искусство.
Шил пан должен в совершенстве знать кубиты, пользоваться уров­нем, гномоном».

Гномон

Относительно гномона. «Гномон должен быть 12 пальцев в дли­ну; 3/4 его приходится на верхнюю (самую толстую часть инстру­мента), четвертая часть должна сужаться в точку подобно острию иглы. Гномон делается из древесины молочных деревьев: Artocarpus integrifolia, Ficus indica, Ficus religiosa, Ficus racemosa и Ficus virens. При строительстве храмов используется Acacia Sundra.
«Ориентир должен быть толщиной 11 пальцев, длиной — 24 пальца».
«Здания, построенные из черного камня или из черного камня и кирпича, подходят для богов и брахманов и отшельников; всем ос­тальным жить в таких домах нельзя».
«Совершив необходимую мухурту, войдите в лес, предложите деревьям различные сладости; стоя рядом с мужским деревом, пред­ложите жертву богу лесов.
С южной стороне дерева положите траву дарбха, на западе поло­жите топор. Совершите медитацию, читая мантру изгнания демонов и злых духов, выпейте немного молока, опустите топор в молоко и, обратив взор к небу, вонзите его в дерево на расстоянии кубита от земли».

Дерево

«То, как падает дерево, тоже важно. Посмотрите, много ли воды или молока вытекает из разреза. Если дерево при падении шумит подобно рыку тигра или слона, это хорошее предзнаменование. Если шум походит на крик или смех, это плохое предзнаменование. Если дерево падает вершиной на север или восток, это хорошее предзна­менование. Artocarpusintegrifolia, Punnei (Rottlera tinctoria), манго, Bassia longifolia, Eugenia Jambolana, Mimusopa Elengi, Michelia Champaca, Calutropis gigantea, Phansi, Ficus religiosa, Ficus indica, Ficus racemosa, гранат и Tropis aspera — деревья, дающие молоко; их древесина мяг­ка. Древесина всех других деревьев тверда. Твердая древесина должны соединяться с твердой, а мягкая — с мягкой. При соединении боль­шая часть должна размешаться в правой руке, а меньшая — слева от столяра. Плотник должен стоять на внешней стороне строения, а шилпан — на внутренней стороне. Дверь должна быть полностью вырублена из одного вида древесины».

Время заселения

Вот что гласит Шилпа шастра о дне заселения в новый дом.
«Воскресенье и вторник — неудачные дни для въезда в новый дом. Суббота, четверг, среда и понедельник — благожелательные дни. Звезды Ашвини, Читра, Пунарвасу, Анурадха, Вишакха, Уттара-шадха, Уттара Пхалгуни и Ревати — благожелательны. Созвездия Камбум (Водолей) и Вирасикам (Скорпион) — неудачны. Четвер­тый, девятый и четырнадцатый дни Луны также неудачны для засе­ления.
Девятый и четырнадцатые дни Луны, суббота, пятница, месяцы Пунгуни, Ауни, Пураттаси и Маргали — неудачны. Если вы решите въехать в новый дом в эти дни, вас будут кусать ядовитые животные. Не въезжайте также при восходящей или нисходящей Венере или если видите трезубец Шивы; в противном случае вас ждет большая потеря».
Автор затем рассматривает Мухурта гарбху; сначала приведем правила установления гарбхи.
«Пусть яджамана установит эталон измерений, равный четырем размахам его рук. Эта мера позволяет измерять дом с востока на запад и с юга на север. Возведите сумму в квадрат и разделите на 8. Если остаток = 5, гарбха называется суба-гарбха и гарантирует успех во всех начинаниях. Если остаток = 6, гарбха называется кака-гарб-ха, она дает средний достаток. Если остаток = 1, гарбха называется гаруда-гарбха, она благостна для всех четырех каст. Если остаток = 3, гарбха называется симба-гарбха, это превосходно. Если остаток = 7, гарбха называется гаджа-гарбха, она дарует обитателям дома боль­шие преимущества. Если остаток = 2, гарбха называется пура-гарбха, она благосклонна к охотникам. Если остаток = 4, гарбха называется лебединой, она благосклонна к ламбадисам и кораварам. Если оста­ток = 8, гарбха называется калутхаи-гарбха, в этом случае строи­тельство дома никогда не будет закончено, и дом заселят люди низ­ших каст, дикие животные, павлины и антилопы».

Гарбха мухурта

«Какие дни неблагожелательны для Гарбха мухурты: Это пятни­ца, четверг, суббота, понедельник и среда. Избегайте также полной и новой Луны, а также четвертый, девятый и четырнадцатый дни каждого полнолуния. Все другие дни для Гарбха мухурты благожела­тельны».
«Если вы выполняете Гарбха мухурту при нисхождении Рыб, это очень удачно; если при нисхождении Овна и Тельца, за вами увяжутся болезни; если при нисхождении Близнецов, ждите горя; если при нисхождении Рака — ждите богатства и роста; если при нисхождении Девы, все, что будете брать в свои руки, будет про­цветать; если при нисхождении Скорпиона и Стрельца, ваша жена будет процветать и родит много сыновей».
В завершении трактата приводится символическая связь участка с различными животными:

В Васту Шилпе выделяют две основные отрасли, которые обра­зуют вместе Шилпа шастру: Дева Шилпа и Манава Шилпа.
1) Дева Шилпа. Здесь рассматриваются различные аспекты хра­мовой и религиозной деятельности. Дева Шилпа используется, в ос­новном, при проектировке и возведении дворцов, гарбхагрих, пави­льонов, а также для совершенствования деталей орнамента. Сюда же входит и искусство размещения изображений или скульптур божеств.
2) Манава Шилпа. Здесь рассматриваются общественные здания, жилые помещения, школы, гостиницы; меблировка.