Человечесое существо — прообраз храма

Запись подготовлена на по книге «Сакральная архитектура города Богов».

Сложно отделить индийский образ мышления и жизни от храма, учреждения, на котором замыкаются все принципы индуизма. Сим­волика индусского храма, во многом непонятная с первого взгляда, проясняется при изучении его структуры.
Сам термин храм (алаям) показывает место, где атма, индиви­дуальная душа, сливается с Универсальной Душой. Другими слова­ми, это место, где эго (самость, персональность) уступают Высше­му Духу, который символически представлен божеством, установ­ленным в храме.
Агамы Шастры сравнивают храм с человеческим телом. (Об этом же говорится и в Библии: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16)). Так же, как индивидуальная душа окутана пятью кошами, или оболочками (аннамайя, прана-майя, маномайя, виджнанамайя и анандамайя), божество, установ­ленное в храме (представляющее Высший Дух) также окутано пя­тью покровами.

Физическое тело имеет пять секций: голова, шея, грудь, ноги и стопы; храм также имеет пять соответствующих секций. Архитектур­ные сооружения можно рассматривать как части всеобщего Боже­ственного замысла. Изначальная скульптура (шилпа) в форме Ната-раджи выражает бесконечный творческий потенциал первоначаль­ной энергии. Изначальная постройка есть гарбхагриха, область, со­относимая с изначальной энергией. Гарбхагриха (Sanctum Santorum) представляет голову; Sanctum — душу, или дживу тела; вимана над Sanctum представляет кончик носа. Ардхамандапа перед Sanctumпред­ставляет шею; Маха Мандапа — грудь; Пракары вокруг Sanctum пред­ставляет пять чувств, Палибида, где божеству предлагается пожерт­вование, представляет пуп; Кодимарам представляет дживадхару; а Гопура, главные ворота храма, представляет ноги. Итак, главные части храма:
1.  Гарбхагриха (Sanctum Sanctorum) содержит изображение бо­жества.
2. Вимана располагается над Sanctum.
3. Ардхамандап располагается перед Sanctum.
4. Пракары располагаются вокруг Sanctum.
5. Гопура, главные ворота храма.
Индийский храм — отражение физической формы человеческо­го организма. Согласно Тирумулару, «наше тело есть храм». А в «Кат-ха Упанишаде» сказано: «наше тело — храм Божественного».
Макромир отражен в микромире. Большой космос отражен в человеческом теле.

Sanctum Sanctorum — наиболее важная часть храма. Когда заря­жают батарею, создается ток. Так же, при концентрации на сакраль­ном изображении с соответствующими мантрами, изображение ста­новится источником духовной силы, от которого к душе преданного течет поток милости.

Божество распологается в области лба, там, где находится тре­тий глаз Шивы. Там же помещается священный пепел тилака.
Так же как нос привлекает прану к дживе, вимана притягивает силы космоса; это обстоятельство помогает понять важность виманы по отношению к Sanctum.

Во всех шиваистских храмах Sanctum Sanctorum матери Деви расположен там, где в человеческом теле помещается сердце.

Большой палец ноги — важная часть тела: здесь заканчиваются все нервные структуры организма. Те, кто знает искусство акупунк­туры, очень хорошо представляют себе значение большого пальца ноги. В Индии при приветствии святого преданный простирается пе­ред ним на земле и касается больших пальцев ног святых. Поэтому Раджа Гопурам рассматривается как грубое тело божества, установ­ленного в храме. Преданные, неспособные посещать храм, считают Раджа Гопурам непосредственным воплощением божества и почита­ют его, где бы ни находились.

Раджа Гопурам состоит из нечетного числа платформ — 3, 5, 7, 9 и т. д. Три представляет три состояния организма — пробуждение, сон и глубокий сон, — в которых человек получает знание об окру­жающем мире. Пять указывает на пять чувств, посредством которых человек общается с внешним миром; семь означает ум и разум (в дополнение к пяти чувствам); девять представляет указанные ранее семь факторов + эго и сердце (причем здесь подразумевается не физическое сердце грубого тела).

Значение входа через Раджа Гопурам состоит в том, что, когда человек входит в храм, он поворачивает свою антакарану, или внут­реннее содержание (состоящее из пяти чувств, ума, разума, эго и сердца), к божеству, установленному в храме, стремясь слиться с ним.
Космический человек, персонифицированное пространство ко­торого воплощает в членах и частях своего организма все творение, включая различные божества индусского пантеона; это есть Васту Пуруша.

По диагонали квадрата-схемы Васту Пуруши расположены семь чакр, которые сопрягаются своими энергиями с внутренними поме­щениями постройки. В зависимости от определенных чакр определя­ется план дома: например, комната для молитв связывается с ви-щуддхой, а столовая — с манипурой.

В «Паураникавастусантипраиоге» (кн. 25) говорится:
«Ом, Я поклоняюсь святому Васту Пуруше,
Могущественному и мужественному,
Сыну Брахмы, на чьем теле покоятся все жилища,
Держателю всей Вселенной,
Призванному нести все бремя земли,
Который всюду проникает и везде присутствует,
В деревнях и городах, храмах и дворцах, домах, рвах и колодцах,
От которого зависит все в этом мире,
Ему, величественному,
Оплоту космической гармонии,
Великому Пуруше, дарующему благословения Индре,
Богу Жилища и Почтения».

В «Брихат Самхите» о Васту Пуруше говорится следующим обра­зом. Рассказывают, что однажды некое высшее существо заполонило собой землю и небо. Богам удалось схватить его и положить лицом  на землю. Боги удерживали члены этого существа — и те боги, которые соприкасались с определенными органами, стали управлять ими. Творец распорядился, чтобы это существо стало хранителем дома, причем под домом понимается здесь любая обитель (например, обитель души).

Существует и другая версия этих событий. Когда Господь Шива сражался с демоном по имени Андхака, капли пота Шивы упали на землю. Из одной капли родился Васту Пуруша. Проголодавшись, он принялся пожирать все, что встречалось на его пути. Боги обратились за помощью к Брахме. Он посоветовал схватить Васту Пурушу и повалить его лицом вниз. 45 богов удерживали Васту Пурушу на земле, а Брахма в это время благословил его и поставил божеством пространства. В благодарность Васту Пуруша пообещал Брахме забо­титься об обитателях жилищ. С тех пор каждый дом управляется Вас­ту Пурушей, который, если его должным образом не умилостивить, принесет дому и живущим в нем горе и всевозможные бедствия. В таком доме не будет единства, и, выражаясь словами Иисуса Хрис­та, «всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф., 12:25). Такой дом вскоре разрушится, а обитатели его умрут или тяжело заболеют.