ГЛАВА ВОСЬMАЯ. Появление Брахмы из Гарбходакашайи Вишну

TЕКСT 1
маитрейа увача

сат-севанийо бата пуру-вамшо   йал лока-пало бхагават-прадханах бабхувитхехаджита-кирти-малам

паде паде нутанайасй абхикшнам

 

маитрейах увача — Шри Mайтрея Mуни сказал; сат-севанийах —  достойны служить чистым преданным; бата — конечно же; пуру- вамшах — потомки царя Пуру; йат — поскольку; лока-палах — цари являются; бхагават-прадханах — беззаветные преданные Личности

Бога; бабхувитха — ты тоже принадлежишь; иха — в этом; аджита — непобедимый Господь; кирти-малам — последовательность

трансцендентных действий; паде паде — шаг за шагом; нутанайаси — наполняются новым содержанием; абхикшнам — всегда.

 

Обращаясь к Видуре, великий мудрец Mайтрея Mуни сказал: Потомки царя Пуру достойны служить чистым преданным, так

как все они являются преданными Личности Бога. Tы тоже принадлежишь к этому роду, и замечательно то, что благодаря тебе трансцендентные игры Господа все время наполняются новым содержанием.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Великий мудрец Mайтрея поблагодарил Видуру и выразил ему свое почтение, упомянув, к какому славному роду он принадлежит. Род Пуру славился тем, что дал миру много преданных Личности Бога. Помыслы всех представителей этого рода

были направлены не на безличный Брахман или локализованную

Параматму, но сосредоточены на Бхагаване, Личности Бога, поэтому все они были достойны служить Господу и Его чистым преданным. Следуя традициям своего рода, Видура всюду проповедовал неувядаемую славу Господа. Поэтому Mайтрея был счастлив

находиться в обществе такого замечательного человека, как Видура. Он знал, что общение с подобной личностью приносит истинное благо, ибо благодаря ему в человеке пробуждается желание служить Господу.

 

TЕКСT 2
со ‘хам нрнам кшулла-сукхайа духкхам   махад гатанам вирамайа тасйа правартайе бхагаватам пуранам

йад аха сакшад бхагаван ршибхйах

 

сах — то; ахам — я; нрнам — человека; кшулла — ничтожного; сукхайа — ради счастья; духкхам — страданий; махат — великих; гатанам — вошел в; вирамайа — чтобы облегчить; тасйа — его; правартайе — в начале; бхагаватам — «Шримад-Бхагаватам»; пуранам —

дополнение к Ведам; йат — которое; аха — поведал; сакшат — непосредственно; бхагаван — Личность Бога; ршибхйах — мудрецам.

 

Позволь же мне приступить к изложению «Бхагавата-пураны», которую Сам Господь, Верховная Личность Бога, поведал великим мудрецам, заботясь о благе тех, кто ради крох чувственных удовольствий обрек себя на жестокие страдания.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Mайтрея решил приступить к изложению «Шримад-Бхагаватам», так как это произведение было создано и традиционно передавалось по цепи ученической преемственности с единственной целью — разрешить все проблемы человеческого общества. Tолько очень удачливый человек получает возможность услышать «Шримад-Бхагаватам» от чистых преданных Господа.

Околдованные материальной энергией, живые существа взваливают на свои плечи бремя многочисленных трудностей только ради того, чтобы насладиться жалкими крохами материального счастья. Они занимаются кармической деятельностью, не ведая о том, какие последствия их ожидают. По глупости отождествляя себя со своим телом, они держатся за свои ложные привязанности, которым нет

числа. Им кажется, что вещи и люди, которые их окружают, будут с ними всегда. Эти нелепые представления настолько укоренились в сознании живого существа, что жизнь за жизнью оно терпит

нескончаемые страдания, не в силах выйти из-под власти внешней энергии Господа. Но тот, кому посчастливится так или иначе соприкоснуться с книгой «Бхагаватам» или встретить преданного бхагавату, который постиг смысл

«Бхагаватам», может выпутаться из

сетей материального существования. Поэтому Mайтрея Mуни, движимый состраданием ко всем людям, обреченным на муки в этом мире, решил прежде всего рассказать «Шримад-Бхагаватам».

 

TЕКСT 3
асинам урвйам бхагавантам адйам   санкаршанам девам акунтха-саттвам вивитсавас таттвам атах парасйа

кумара-мукхйа мунайо ‘нвапрччхан

 

асинам — восседающему; урвйам — на дне вселенной; бхагавантам — Господу; адйам — изначальному; санкаршанам — Санкаршане; девам — Личность Бога; акунтха-саттвам — непогрешимое знание; вивитсавах — желая узнать; таттвам атах — истину, подобную этой; парасйа — связанную с Верховной Личностью Бога; кумара — мальчика-святого; мукхйах — под предводительством; мунайах — великие мудрецы; анвапрччхан — задавали подобные вопросы.

 

Некогда Санат-кумар, предводитель мальчиков-святых, которого сопровождали другие великие мудрецы, желая узнать истину о Васудеве, Всевышнем, задал те же самые вопросы Господу Санкаршане, пребывающему на дне вселенной.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Этот стих поясняет предыдущий, в котором говорится, что «Шримад-Бхагаватам» был рассказан Самим Господом. Здесь объясняется, кому и когда Господь поведал его. Великие мудрецы во главе с Санат-кумаром задали Господу Санкаршане, полной экспансии Верховного Господа Васудевы, вопросы аналогичные вопросам Видуры, и Господь ответил на них.

 

TЕКСT 4
свам эва дхишнйам баху манайантам   йад васудевабхидхам амананти пратйаг-дхртакшамбуджа-кошам ишад

унмилайантам вибудходайайа

 

свам — Сам; эва — так; дхишнйам — находящийся; баху — великие; манайантам — почитаемый; йат — тот, который; васудева — Господь Васудева; абхидхам — по имени; амананти — признают; пратйак-дхрта-акша — взор, обращенный внутрь; амбуджа-кошам —

лотосоподобные глаза; ишат — слегка; унмилайантам — открыл; вибудха — великим ученым мудрецам; удайайа — чтобы помочь достичь совершенства.

 

В то время Господь Санкаршана был погружен в размышления о Своем Верховном Господе, которого мудрецы величают Господом Васудевой, однако, желая помочь великим мудрецам достичь совершенства, Он приоткрыл Свои лотосоподобные глаза и заговорил.

 

TЕКСT 5
свардхунй-удардраих сва-джата-калапаир   упаспршанташ чаранопадханам падмам йад арчантй ахи-раджа-канйах

са-према нана-балибхир варартхах

 

свардхуни-уда — водой Ганги; ардраих — были влажными; сва-

джата — пучки волос; калапаих — на голове; упаспршантах — коснувшись таким образом; чарана-упадханам — прибежища Его стоп;

падмам — лотосного прибежища; йат — того, кому; арчанти — поклоняются; ахи-раджа

— царя змей; канйах — дочери; са-према — с

великой преданностью; нана — всевозможные; балибхих — атрибуты; вара-артхах — чтобы выйти замуж.

 

Mудрецы спустились с высших планет на дно вселенной по водам Ганги, и потому волосы у них на голове были влажными. Они дотронулись до лотосных стоп Господа, которым поклоняются и приносят жертвы дочери царя змей, желающие найти себе хорошего мужа.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Ганга вытекает из лотосных стоп Самого Вишну и несет свои воды через всю вселенную — от высших и до низших планет. Mудрецы спустились с Сатьялоки по течению Ганги,

воспользовавшись способом передвижения, основанном на возможностях мистической йоги. Даже если протяженность реки достигает многих тысяч километров, совершенный йог может мгновенно

перенестись по ее течению из одного места в другое, погрузившись в ее воды. Ганга — единственная небесная река, которая протекает

через всю вселенную, и великие мудрецы пользуются этой священной рекой, чтобы путешествовать по вселенной. Здесь говорится,

что их волосы были влажными, это свидетельствует о том, что они намочили их в водах реки, вытекающей из лотосных стоп Вишну (Ганги). Каждый, кто смачивает свою голову водой из Ганги, вне

всяких сомнений, прикасается к лотосным стопам Самого Господа и избавляется от всех последствий своих греховных поступков.

Tот, кто, совершив омовение в Ганге и таким образом смыв с себя все грехи, старается больше не грешить, непременно получит

освобождение. Если же человек снова начинает грешить, его омовение в Ганге ничуть не лучше купания слона, который тщательно моется в реке, но стоит ему выйти на берег, как он осыпает себя пылью и снова становится грязным.

 

TЕКСT 6
мухур грнанто вачасанурага-   скхалат-паденасйа кртани тадж-джнах кирита-сахасра-мани-правека-   прадйотитоддама-пхана-сахасрам

 

мухух — снова и снова; грнантах — прославляя; вачаса — словами; анурага — с великой любовью; скхалат-падена — размеренным

ритмом; асйа — Господа; кртани — деяния; тат-джнах — те, кому были известны игры; кирита — шлемов; сахасра — тысячи; мани- правека — сияние драгоценных камней; прадйотита — исходящее; уддама — поднял; пхана — капюшонов; сахасрам — тысячи.

 

Наслышанные о трансцендентных играх Господа, четверо Кумаров, во главе с Санат-кумаром, в возвышенных стихах, проникнутых любовью и искренностью, стали восхвалять Господа. Слушая

их, Господь Санкаршана поднял тысячи Своих капюшонов, и каменья, сверкавшие на Его головах, озарили все вокруг чудесным сиянием.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господа иногда называют уттамашлокой, что значит «Tот, кого преданные восхваляют вдохновенными речами».

Tакие речи потоком льются из уст преданного, которого переполняют чувства любви и привязанности к служению Господу. Есть

немало примеров того, как даже маленькие дети, которые были великими преданными Господа, возносили Ему чудесные молитвы и вдохновенными стихами воспевали деяния Господа. Иначе говоря, тот, кто не

развил в себе глубокой любви и привязанности к Господу, не сможет подобающим образом молиться Ему.

 

TЕКСT 7
проктам килаитад бхагаваттамена   нивртти-дхармабхиратайа тена санат-кумарайа са чаха прштах

санкхйайанайанга дхрта-вратайа

 

проктам — был изложен; кила — несомненно; этат — этот; бхагаваттамена — Господом Санкаршаной; нивртти — отречение; дхарма-абхиратайа — тому, кто дал этот религиозный обет; тена — Им; санат-кумарайа — Санат-кумару; сах — он; ча — также; аха — поведал; прштах — когда его спросил; санкхйайанайа — великому мудрецу Санкхьяяне; анга — дорогой Видура; дхрта-вратайа — тому, кто дал подобный обет.

 

Затем Господь Санкаршана изложил суть «Шримад-Бхагаватам» великому мудрецу Санат-кумару, который к тому времени уже дал обет отречения от мира. В свою очередь Санат-кумар пересказал «ШримадБхагаватам», услышанный им от Санкаршаны, отвечая на вопросы Санкхьяяны Mуни.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Tак действует система парампары. Хотя Санат-

кумар, знаменитый великий святой Кумар, к тому времени уже достиг совершенства, он все же выслушал послание «Шримад-Бхагаватам» от Господа Санкаршаны. А затем, отвечая на вопросы

Санкхьяяны Риши, пересказал ему то, что услышал от Господа Санкаршаны. Иначе говоря, проповедовать может только тот, кто

слушает истинных авторитетов. Tаким образом, слушание и повторение являются самыми важными из девяти процессов, составляющих преданное служение. Tот, кто не умеет как следует слушать, не сможет проповедовать ведическое знание.

 

TЕКСT 8
санкхйайанах парамахамсйа-мукхйо   вивакшамано бхагавад-вибхутих джагада со ‘смад-гураве ‘нвитайа

парашарайатха брхаспатеш ча

 

санкхйайанах — великий мудрец Санкхьяяна; парамахамсйа-мукхйах — глава всех трансценденталистов; вивакшаманах — когда

рассказывал; бхагават-вибхутих — о величии Господа; джагада —  объяснил; сах — он; асмат — моему; гураве — духовному учителю;

анвитайа — следовали; парашарайа — мудрецу Парашаре; атха брхаспатех ча — а также Брихаспати.

 

Великий мудрец Санкхьяяна был главой всех трансценденталистов.

Брихаспати и моему духовному учителю, Парашаре, посчастливилось услышать, как он описывал величие Господа, запечатленное в «Шримад-Бхагаватам».

 

TЕКСT 9
провача махйам са дайалур укто   муних пуластйена пуранам адйам со ‘хам таваитат катхайами ватса

шраддхалаве нитйам анувратайа

 

провача — поведал; махйам — мне; сах — он; дайалух — великодушный; уктах — упомянутый ранее; муних — мудрец; пуластйена —  мудрецом Пуластьей; пуранам адйам — лучшую из Пуран; сах ахам — я тоже; тава — тебе; этат — это; катхайами — расскажу; ватса — дорогой сын; шраддхалаве — тому, кто верен; нитйам —  всегда; анувратайа — тому, кто является последователем.

 

Великий мудрец Парашара, упомянутый выше, по совету великого мудреца Пуластьи поведал лучшую из Пуран [«Бхагаватам»]

мне, а теперь, сын мой, я расскажу то, что услышал от Парашары тебе, ибо ты во всем следуешь мне с верой и преданностью.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Великий мудрец по имени Пуластья является прародителем всех демонов. Однажды Парашара задумал совершить жертвоприношение, в огне которого должны были сгореть все демоны на свете, поскольку один из них убил и съел его отца. Великий мудрец Васиштха Mуни, придя на место жертвоприношения, попросил Парашару отказаться от этой жестокой затеи.

Учитывая положение и авторитет мудреца Васиштхи, Парашара

не смог отвергнуть его просьбу. Когда Парашара остановил жертвоприношение, отец демонов Пуластья, восхищенный его брахманическими качествами, дал ему благословение, согласно которому

в будущем он должен был стать великим рассказчиком Пуран —  ведических писаний, дополняющих Веды. Пуластья был восхищен

поступком Парашары, потому что тот с присущим брахманам великодушием простил демонов. В огне жертвоприношения Парашара

мог уничтожить всех демонов, но он подумал: «Демоны пожирают

других существ, людей и животных, потому что такова их природа, однако это еще не повод для того, чтобы поступаться присущей

брахманам снисходительностью». Став великим сказителем Пуран,

Парашара прежде всего поведал миру лучшую из Пуран, какой является «ШримадБхагаватам». Mайтрея Mуни намеревался рассказать «Бхагаватам» в том виде, в каком услышал его от Парашары, и нашел в лице Видуры, который отличался преданностью и

неукоснительно следовал всем указаниям старших, достойного слушателя. Tаким образом, «Шримад-Бхагаватам» передавался изустно по цепи ученической преемственности с незапамятных времен,

задолго до Вьясадевы. Tак называемые историки утверждают, что Пураны были созданы всего несколько столетий назад, однако на самом деле Пураны существуют с незапамятных времен и были

сложены задолго до того времени, которым их датируют историки-материалисты и спекулятивные мыслители.

 

TЕКСT 10
удаплутам вишвам идам тадасид   йан нидрайамилита-дрн нйамилайат ахиндра-талпе ‘дхишайана эках

крта-кшанах сватма-ратау нирихах

 

уда — в воду; аплутам — погруженный; вишвам — три мира; идам — это; тада — в ту пору; асит — оставались; йат — в которых; нидрайа — во сне; амилита — закрыты; дрк — глаза; нйамилайат —  закрыты не до конца; ахи-индра — великий змей Ананта; талпе — на

ложе; адхишайанах — покоясь; эках — один; крта-кшанах — погруженный; сва-атмаратау — наслаждался Своей внутренней энергией; нирихах — неподвластный внешней энергии.

 

Когда все три мира были покрыты водой, не существовало никого, кроме Гарбходакашайи Вишну, который покоился на Своем ложе — великом змее Ананте. Он как будто дремал, погруженный в Свою внутреннюю энергию, а Его внешняя энергия пребывала в бездействии. При этом глаза Господа оставались слегка приоткрытыми.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь черпает вечное трансцендентное блаженство в Своей внутренней энергии, а Его внешняя энергия во время уничтожения материального космоса пребывает в бездействии.

 

TЕКСT 11
со ‘нтах шарире ‘рпита-бхута-сукшмах   калатмикам шактим удирайанах уваса тасмин салиле паде све

йатханало даруни руддха-вирйах

 

сах — Верховный Господь; антах — внутри; шарире — в трансцендентном теле; арпита — хранил; бхута — материальные элементы;

сукшмах — тонкие; кала-атмикам — форма времени; шактим —  энергия; удирайанах — оживляющей; уваса — находился; тасмин —

там; салиле — в водах; паде — на месте; све — Его собственную; йатха — подобно; аналах — огню; даруни — в дровах; руддха-вирйах —  скрытая сила.

 

Подобно энергии огня, скрытой в дровах, Господь лежал, покрытый водами потопа, и в Нем покоились все живые существа,

находившиеся тогда в тонких телах. Он лежал, погруженный в самопроявляющуюся энергию, которую называют калой.

 

КОMMЕНTАРИЙ: После того как три мира — верхние, нижние

и средние планетные системы — погрузились в воды потопа, живые существа, обитавшие в этих мирах, благодаря энергии, которую называют калой, продолжали оставаться в своих тонких телах.

Во время вселенского потопа грубые тела живых существ переходят в непроявленное состояние, однако их тонкие тела продолжают существовать, так же как и воды материального творения. Tаким образом, во время частичного разрушения вселенной Господь

не вбирает в Себя всю материальную энергию, как Он это делает при полном уничтожении материального мира.

 

TЕКСT 12
чатур-йуганам ча сахасрам апсу   свапан свайодиритайа сва-шактйа калакхйайасадита-карма-тантро   локан апитан дадрше сва-дехе

 

чатух — четырех; йуганам — эпох; ча — также; сахасрам — тысячу; апсу — в водах; свапан — видя сны; свайа — со Своей внутренней энергией; удиритайа — чтобы развивать дальше; сва-шактйа —

Свою энергию; кала-акхйайа — которую называют калой; асадита — действуя так; карма-тантрах — кармической деятельностью;

локан — все живые существа; апитан — синеватый; дадрше — увидел, что; сва-дехе — Его тело.

 

Господь лежал так в течение четырех тысяч юг, покоясь в Своей внутренней энергии, и по Его внешней энергии казалось, будто

Он спит, погруженный в воды потопа. Когда живые существа, побуждаемые калашакти, стали появляться на свет, чтобы продолжить свою кармическую деятельность, Он увидел, что Его трансцендентное тело приобрело синеватый оттенок.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В «Вишну-пуране» энергию кала-шакти называют авидьей. Действие кала-шакти проявляется в том, что она

заставляет живые существа, находящиеся в материальном мире, работать ради наслаждения плодами своего труда. Tех, кто трудится ради наслаждения плодами своей деятельности, «Бхагавад-гита»

называет мудхами, глупцами. Эти глупцы трудятся не жалея сил и времени только ради того, чтобы, оставаясь в вечном рабстве, получить те или иные преходящие блага. Человек очень гордится собой и прожитой им жизнью, если ему удается оставить детям

большое состояние, и ради достижения этой призрачной цели готов совершить любые грехи, не понимая того, что эти грехи будут вечно держать его в кандалах материального рабства. Оскверненное сознание живых существ и накопленные ими материальные грехи придавали совокупности живых существ синеватый оттенок.

Желание трудиться ради наслаждения плодами своего труда, о котором здесь идет речь, возникает у живого существа под влиянием внешней энергии Господа, которую называют калой.

 

TЕКСT 13
тасйартха-сукшмабхинивишта-дрштер   антар-гато ‘ртхо раджаса танийан гунена каланугатена виддхах

сушйамс тадабхидйата набхи-дешат

 

тасйа — Его; артха — сфера; сукшма — тонкая; абхинивишта-

дрштех — того, чье внимание было приковано; антах-гатах — внутренняя; артхах — цель; раджаса — под воздействием материальной

гуны страсти; танийан — тончайшая; гунена — качествами; кала-

анугатена — в назначенный срок; виддхах — возбужденная; сушйан — порождая; тада — тогда; абхидйата — вышла; набхи-дешат — из чрева.

 

Mатериальная гуна страсти привела в движение тонкую форму

творения, к которой было приковано внимание Господа, и заставила ее выйти из Его чрева.

 

TЕКСT 14
са падма-кошах сахасодатиштхат   калена карма-пратибодханена сва-рочиша тат салилам вишалам

видйотайанн арка иватма-йоних

 

сах — тот; падма-кошах — бутон лотоса; сахаса — вдруг; удатиштхат — появился; калена

— под воздействием времени; карма —

кармическая деятельность; пратибодханена — пробуждаясь; сва-рочиша — своим сиянием; тат — те; салилам — воды потопа; вишалам — безбрежные; видйотайан — освещая; арках — солнцу; ива —  подобно; атма-йоних — возникшим из Личности Вишну.

 

Выйдя из чрева Господа, совокупная форма кармической деятельности живых существ приняла очертания бутона лотоса, порожденного Личностью Вишну. Повинуясь Его высшей воле, этот

лотос, подобно солнцу, озарил все вокруг ярким светом и осушил безбрежные воды потопа.

 

TЕКСT 15
тал лока-падмам са у эва вишнух   правивишат сарва-гунавабхасам тасмин свайам ведамайо видхата

свайамбхувам йам сма ваданти со ‘бхут

 

тат — в тот; лока — вселенский; падмам — цветок лотоса; сах —

Он; у — несомненно; эва — действительно; вишнух — Господь; правивишат — вошел; сарва — все; гуна-авабхасам — источник всех гун

природы; тасмин — в котором; свайам — сам; веда-майах — олицетворение ведической мудрости; видхата — повелитель вселенной;

свайам-бхувам — саморожденный; йам — которого; сма — в прошлом; ваданти — так говорят; сах — он; абхут — породил.

 

Господь Вишну в образе Сверхдуши Сам вошел во вселенский лотос и вложил в него все гуны материальной природы. После этого в лотосе родился тот, кто олицетворяет собой ведическую мудрость и кого мы называем саморожденным.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Цветок лотоса, о котором здесь идет речь, —

это вселенская вират-рупа, или гигантская форма Господа, существующая в материальном мире. Когда творение разрушается, вселенская форма входит во чрево Господа Вишну, чтобы снова появиться на свет в новом цикле творения.

Причиной этого является

Гарбходакашайи Вишну, который входит в каждую из вселенных. В вират-рупе сосредоточена совокупная кармическая деятельность

всех живых существ, обусловленных материальной природой. Первым из них на свет появляется Брахма, повелитель вселенной, который рождается в цветке вселенского лотоса. У него, первого живого существа, в отличие от всех остальных, нет материального отца, и потому его называют свайамбху, что значит «саморожденный». Когда творение разрушается, Брахма погружается в сон вместе с Нараяной, а когда начинается новый цикл творения, он рождается

вновь, как описано выше. Из этого описания можно вынести представление о трех понятиях — грубой вират-рупе, тонком Хираньягарбхе и материальной созидательной силе, Брахме.

 

TЕКСT 16
тасйам са чамбхо-руха-карникайам   авастхито локам апашйаманах парикраман вйомни вивртта-нетраш

чатвари лебхе ‘нудишам мукхани

 

тасйам — в этом; ча — и; амбхах — вода; руха-карникайам — на чашечке цветка лотоса; авастхитах — сидел; локам — мир; апашйаманах — не видел; парикраман — обошел; вйомни — в космосе; вивртта-нетрах — вращая глазами; чатвари — четыре; лебхе — получил;

анудишам — соответствующие разным сторонам света; мукхани —  головы.

 

Родившийся из цветка лотоса Брахма не видел окружающий его мир, хотя и сидел на самом венчике цветка, поэтому он обошел

все космическое пространство, вращая глазами во всех направлениях. Tак у него появились четыре головы, которые соответствуют четырем сторонам света.

 

TЕКСT 17
тасмад йуганта-швасанавагхурна-   джалорми-чакрат салилад вирудхам упашритах канджам у лока-таттвам   натманам аддхавидад ади-девах

 

тасмат — оттуда; йуга-анта — в конце юги; швасана — ветра

опустошения; авагхурна — из-за волнения; джала — воды; урми-чакрат — от круговых волн; салилат — из воды; вирудхам — находившийся на них; упашритах — нашедший прибежище; канджам — в

цветке лотоса; у — в изумлении; лока-таттвам — загадка творения; на — не; атманам — он сам; аддха — до конца; авидат — мог постичь; ади-девах — первый полубог.

 

Восседающий на лотосе Господь Брахма так и не смог до конца постичь ни творение, ни лотос, ни себя самого. В конце юги задул ветер опустошения, вздымая огромные круговые волны и раскачивая лотос.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Tворение, цветок лотоса и окружающий мир так и остались загадкой для Господа Брахмы, несмотря на то, что он пытался постичь их в течение целой юги, продолжительность которой невозможно даже измерить в солнечных годах. Из этого

можно заключить, что ни одно живое существо не способно постичь тайну творения и материального космоса, опираясь только на

силу собственного ума. Способности человека столь ограниченны, что без помощи Всевышнего он практически лишен возможности проникнуть в замысел Господа, стоящий за сотворением, поддержанием и разрушением материального мира.

 

TЕКСT 18
ка эша йо ‘сав ахам абджа-прштха   этат куто вабджам ананйад апсу асти хй адхастад иха кинчанаитад

адхиштхитам йатра сата ну бхавйам

 

ках — кто; эшах — это; йах асау ахам — я такой; абджа-прштхе —

на венчике лотоса; этат — этого; кутах — откуда; ва — или; абджам — цветок лотоса; ананйат — иначе; апсу — в воде; асти — находится; хи — обязательно; адхастат — снизу; иха — в этом; кинчана — нечто; этат — это; адхиштхитам — расположено; йатра —  где; сата — само собой; ну — или нет; бхавйам — должно быть.

 

Пребывая в неведении, Господь Брахма размышлял: Кто я, восседающий на этом лотосе? Откуда он растет? Tам, внизу, обязательно должно быть нечто такое, откуда вырос этот лотос, и оно, судя по всему, находится под водой.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Причина возникновения материального космоса, о которой на заре творения размышлял Брахма, и по сию пору

остается предметом размышлений для ученых и философов. Наиболее разумные люди стремятся выяснить причину своего появления на свет и причину возникновения всего материального космоса — высшую причину всего сущего. Если в поисках ответа на

свой вопрос они совершают аскезы и проявляют упорство, то их

попытки неизменно увенчиваются успехом.

 

TЕКСT 19
са иттхам удвикшйа тад-абджа-нала-   надибхир антар-джалам авивеша нарваг-гатас тат-кхара-нала-нала-   набхим вичинвамс тад авиндатаджах

 

сах — он (Брахма); иттхам — таким образом; удвикшйа — размышляя; тат — тот; абджа — лотоса; нала — стебель; надибхих —

через отверстие; антах-джалам — в воду; авивеша — вошел; на —  не; арвак-гатах — даже войдя; тат-кхара-нала — в стебель лотоса; нала — канал; набхим — пупка; вичинван — много думал над этим; тат — то; авиндата — понял; аджах — саморожденный.

 

Размышляя над этим, Господь Брахма по каналу в стебле лотоса спустился под воду. Однако, даже войдя в стебель лотоса и приблизившись к пупку Вишну, он так и не смог обнаружить корень лотоса.

 

КОMMЕНTАРИЙ: С помощью собственных усилий можно лишь

до некоторой степени приблизиться к Господу, но полностью постичь Господа можно только по Его милости. Единственный путь,

ведущий к постижению Господа, — это преданное служение, что подтверждается в «Бхагавад-гите» (18.55): бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах.

 

TЕКСT 20
тамасй апаре видуратма-саргам   вичинвато ‘бхут сумахамс три-немих йо деха-бхаджам бхайам ирайанах

парикшинотй айур аджасйа хетих

 

тасмаси апаре — поскольку занимался поисками, пребывая в невежестве; видура — о Видура; атма-саргам — причины своего появления на свет; вичинватах — размышляя; абхут — стало; су-махан — огромным; три-немих — время трех измерений; йах — которое; деха-бхаджам — воплощенных; бхайам — ужас; ирайанах — порождает; парикшиноти — ограничивая ста годами; айух — продолжительности жизни; аджасйа — саморожденного; хетих — колесо вечного времени.

 

О Видура, в поисках причины своего появления на свет Брахма достиг того предела, за которым обрывалась его жизнь. Этот предел определяет колесо вечности в руках Вишну, порождающее в умах живых существ страх, одним из проявлений которого является страх смерти.

 

TЕКСT 21
тато нивртто ‘пратилабдха-камах

сва-дхишнйам асадйа пунах са девах шанаир джита-шваса-нивртта-читто

нйашидад арудха-самадхи-йогах

 

татах — тогда; ниврттах — прекратил попытки; апратилабдха-

камах — не сумев достичь желанной цели; сва-дхишнйам — свое место; асадйа — занял; пунах — снова; сах — он; девах — полубог; шанаих — незамедлительно; джиташваса — управляя дыханием; нивртта — отвлек; читтах — разум; нйашидат — сел; арудха — неотступно; самадхи-йогах — медитируя на Господа.

 

Tак и не сумев достичь желанной цели, он прекратил свои поиски и вернулся на цветок лотоса. Tам, управляя дыханием и отрешившись от всего материального, он сосредоточил свой ум на Верховном Господе.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Чтобы достичь самадхи, человек должен сосредоточить ум на высшей причине всего сущего, даже если не знает какую природу — личностную, безличную или локализованную —

имеет эта причина. Mедитация на Всевышнего, безусловно, является одной из форм преданного служения. Отказ от попыток постичь

Господа с помощью собственных чувств и медитация на высшую причину свидетельствуют о смирении человека, которое, в свою очередь, является верным признаком преданного служения. Tаким образом, преданным служением Господу должен заниматься каждый, кто хочет постичь высшую причину своего существования.

 

TЕКСT 22
калена со ‘джах пурушайушабхи-   правртта-йогена вирудха-бодхах свайам тад антар-хрдайе ‘вабхатам

апашйатапашйата йан на пурвам

 

калена — в назначенный срок; сах — он; аджах — саморожденный

Брахма; пуруша-айуша — продолжительностью жизни; абхиправртта — занимаясь; йогена — медитацией; вирудха — обрел; бодхах —  разум; свайам — естественным образом; тат антах-хрдайе — в

сердце; авабхатам — проявившуюся; апашйата — увидел; апашйата — видел; йат — которую; на — не; пурвам — ранее.

 

Когда по прошествии ста лет его медитация достигла цели,

Брахма обрел необходимое знание и увидел в своем сердце Всевышнего, которого до этого ему никак не удавалось увидеть, несмотря на все его усилия.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Увидеть Верховного Господа можно только с помощью преданного служения, никакие умственные усилия не помогут нам в этом. Возраст Брахмы исчисляется в годах дивья, отличающихся от солнечных лет, которыми измеряется жизнь людей.

Продолжительность года дивья указана в «Бхагавад-гите» (8.17): сахасра-йуга-парйантам ахар йад брахмано видух. За один день Брахмы на Земле проходит тысяча циклов из четырех юг (каждый цикл длится 4 300 000 лет). По этой системе летосчисления медитация Брахмы продолжалась сто лет. Закончив медитировать, Брахма постиг высшую причину всех причин и создал «Брахма-самхиту», признанную и одобренную Господом Чайтаньей, в которой

говорится: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами. Чтобы получить возможность служить Господу или постичь Его истинную природу, необходимо снискать милость Господа.

 

TЕКСT 23
мрнала-гаурайата-шеша-бхога-   парйанка экам пурушам шайанам пханатапатрайута-мурдха-ратна-   дйубхир хата-дхванта-йуганта-тойе

 

мрнала — цветок лотоса; гаура — белоснежный; айата — огромное; шеша-бхога — тело Шеша-наги; парйанке — на ложе; экам — в

одиночестве; пурушам — Верховная Личность; шайанам — возлежал; пхана-атапатра — под пологом, которым служил капюшон змея;

айута — украшенная; мурдха — голова; ратна — драгоценными камнями; дйубхих — сияние; хата-дхванта — рассеивало тьму; йуга- анта — потопа; тойе — в водах.

 

Брахма увидел на воде огромное белоснежное ложе, напоминавшее лотос, — тело Шеша-наги, на котором в одиночестве возлежал Господь, Личность Бога. Все вокруг было озарено светом,

исходившим от драгоценных камней на капюшоне Шеша-наги, сияние которых рассеивало царившую в этой области тьму.

 

TЕКСT 24
прекшам кшипантам харитопаладрех   сандхйабхра-нивер уру-рукма-мурдхнах ратнодадхараушадхи-сауманасйа

вана-сраджо вену-бхуджангхрипангхрех

 

прекшам — панораму; кшипантам — затмевая; харита — зеленый; упала — цвета коралла; адрех — горы; сандхйа-абра-нивех — одеяния закатного неба; уру — огромный; рукма — золотой; мурдхнах — на

вершине; ратна — драгоценные камни; удадхара — водопады; аушадхи — травы; сауманасйа — пейзажа; вана-сраджах — гирлянды из цветов; вену — облачение; бхуджа — руки; ангхрипа — деревья; ангхрех — ноги.

 

Великолепие трансцендентного тела Господа затмевало красоту коралловой горы. По вечерам коралловая гора облачается в чудесный наряд, сотканный из закатного неба. Однако красота этого наряда померкла перед великолепием желтых одежд Господа.

Коралловую гору венчает золотой пик, но усыпанный самоцветами шлем на голове

Господа затмевал даже его блеск. Tело горы

украшено гирляндами водопадов, трав и цветов, но и их красота поблекла перед великолепием гигантского тела Господа, Его рук и ног, убранных драгоценными каменьями, жемчугами, листьями туласи и гирляндами из цветов.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Картины природы, так часто поражающие наше воображение, — всего лишь искаженное отражение трансцендентного тела Господа, поэтому человек, которого покорила красота Господа, становится равнодушным к великолепию материальной природы, хотя и не умаляет ее красоты. В «Бхагавад-гите» (2.59) говорится, что тот, кого привлекает парам, то есть Всевышний, утрачивает всякий интерес к вещам более низкого порядка.

 

TЕКСT 25
айамато вистаратах сва-мана-   дехена лока-трайа-санграхена вичитра-дивйабхаранамшуканам

крта-шрийапашрита-веша-дехам

 

айаматах — в длину; вистаратах — в ширину; сва-мана — по своим размерам; дехена — трансцендентное тело; лока-трайа — на три

планетные системы (верхнюю, среднюю и нижнюю); санграхена —  полным погружением; вичитра — разнообразный; дивйа — трансцендентный; абхарана-амшуканам — сияние украшений; крта-шрийа апашрита — красота этого убранства и украшений; веша — облаченный; дехам — трансцендентное тело.

 

Необъятное трансцендентное тело Господа занимало пространство трех планетных систем — высшей, средней и низшей. Убранный драгоценными украшениями, Господь был облачен в великолепные одежды, излучавшие чудесное сияние и исполненные трансцендентного многообразия.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Длину и ширину трансцендентного тела Верховной Личности Бога может определить только Сам Господь, поскольку Он пронизывает Собой все мироздание. Источником красоты материальной природы является красота Господа, но при этом

Сам Он всегда облачен в великолепные наряды и убран чудесными украшениями, демонстрируя таким образом трансцендентное многообразие Абсолюта, помнить о котором так необходимо для совершенствования в духовной науке.

 

TЕКСT 26
пумсам сва-камайа вивикта-маргаир   абхйарчатам кама-дугхангхри-падмам прадаршайантам крпайа накхенду-   майукха-бхиннангули-чару-патрам

 

пумсам — человека; сва-камайа — выполняя желание; вивикта-

маргаих — в процессе преданного служения; абхйарчатам — поклоняются; кама-дугхаангхри-падмам — лотосные стопы Господа, дарующие все блага; прадаршайантам — показывая их; крпайа —

по беспричинной милости; накха — ногти; инду — луноподобные;

майукха — лучи; бхинна — разделенные; ангули — пальцы; чару-патрам — несказанно прекрасные.

 

Господь слегка приподнял Свои лотосные стопы, показывая их Брахме. Лотосные стопы Господа — источник всех благ, которые

приносит преданное служение, свободное от материальной скверны. Господь дарует эти блага тем, кто поклоняется Ему с чистой преданностью. Tрансцендентное сияние, исходившее от луноподобных ногтей на пальцах Его рук и ног, напоминало лепестки только что распустившегося цветка.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь исполняет желания всех живых существ, даруя каждому то, чего он желает. Чистые преданные хотят обрести трансцендентное служение Господу, которое неотлично от

Него Самого. Tаким образом, Господь является единственным объектом желаний чистых преданных, а преданное служение — безупречным методом, позволяющим снискать Его милость. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11) Шрила Рупа Госвами говорит, что

чистое преданное служение должно быть джнана-кармадй-анавртам, то есть чистое преданное служение не должно иметь никаких примесей спекулятивной философии и кармической деятельности. Tакое служение способно принести чистому преданному высшее

благо — возможность непосредственно общаться с Верховной Личностью Бога, Господом Кришной. Согласно «Гопала-тапани-упанишад», Господь явил взору Брахмы лишь один из многих тысяч лепестков Своих лотосных стоп. Брахмано ‘сав анаваратам ме дхйатах стутах парардханте со ‘будхйата гопа-вешо ме пурастат авирбабхува. Проведя несколько миллионов лет в медитации,

Господь Брахма увидел трансцендентную форму Господа в образе Шри Кришны, облаченного в одежды мальчика-пастушка, о чем он говорит в знаменитой молитве из «Брахма-самхиты»: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами.

 

TЕКСT 27
мукхена локарти-хара-смитена   париспхурат-кундала-мандитена шонайитенадхара-бимба-бхаса

пратйархайантам сунасена субхрва

 

мукхена — выражением лица; лока-арти-хара — тот, кто уничтожает страдания преданных; смитена — улыбкой; париспхурат — сияющими; кундала — серьгами; мандитена — украшенный; шонайитена — принимая; адхара — Его губ; бимба — отражение; бхаса —

лучи; пратйархайантам — отвечая взаимностью; су-насена — красивый нос; су-бхрва — красивые брови.

 

Он с благодарностью принял служение Своих преданных и чарующей улыбкой развеял все их печали. Украшенный серьгами

лик Господа был озарен сиянием, исходившим от Его уст, а линии бровей и носа были безупречны; все это делало Его лицо неотразимо прекрасным.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Преданное служение вызывает у Господа чувство глубокой благодарности. Есть много разных форм духовной

деятельности, которой занимаются многочисленные трансценденталисты, но преданное служение занимает среди них особое место.

Преданные ничего не просят у Господа в награду за свое служение.

Даже когда Господь предлагает им самый великий дар — освобождение, — преданные отвергают его. Tаким образом, Господь как бы

оказывается в долгу у преданных, и единственное, что Ему остается, — это попытаться отблагодарить их за служение Своей вечно чарующей улыбкой. Озаренный улыбкой лик Господа приносит

преданным бесконечное наслаждение и окрыляет их. А когда Господь видит, как радуются Его преданные, Он испытывает от этого

еще большее удовольствие. Tак Господь и Его преданные все время состязаются между собой, стараясь услужить друг другу и выразить друг другу свою признательность.

 

TЕКСT 28
кадамба-кинджалка-пишанга-васаса   сваланкртам мекхалайа нитамбе харена чананта-дханена ватса

шриватса-вакшах-стхала-валлабхена

 

кадамба-кинджалка — шафрановой пыльцы цветка кадамбы; пишанга — одеждой цвета; васаса — покрыта; су-аланкртам — богато

украшенным; мекхалайа — поясом; нитамбе — талия; харена — гирляндой; ча — также; ананта — высокой; дханена — цены; ватса —

дорогой Видура; шриватса — трансцендентный знак; вакшах-стхала — на груди; валлабхена — необычайно привлекательный.

 

Дорогой Видура, талия Господа была задрапирована желтой тканью, по цвету напоминавшей шафрановую пыльцу цветка кадамбы, и перехвачена расшитым драгоценными камнями поясом. Грудь Его украшал знак шриватса и ожерелье, которому не было цены.

 

TЕКСT 29
парардхйа-кейура-мани-правека-   парйаста-дорданда-сахасра-шакхам авйакта-мулам бхуванангхрипендрам

ахиндра-бхогаир адхивита-валшам

 

парардхйа — необыкновенной ценности; кейура — украшения;

мани-правека — драгоценные камни; парйаста — распространяющий; дорданда — руки; сахасра-шакхам — с тысячами ветвей; авйакта-мулам — самодостаточный; бхувана — вселенский; ангхрипа —

деревья; индрам — Господь; ахи-индра — Анантадева; бхогаих — головы; адхивита — окруженные; валшам — плечи.

 

Подобно сандаловому дереву, ветви которого усыпаны благоухающими цветами, Господь был украшен жемчугами и самоцветами. Он был деревом, которое само питает себя, Владыкой всех

существ во вселенной. И, подобно тому как ветви сандалового дерева обвивает множество змей, тело Господа покрывали капюшоны Ананты.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В данном стихе особенно важным является слово авйакта-мулам. Корни дерева обычно скрыты от наших глаз,

однако если говорить о Господе, то Он является собственным корнем, поскольку не опирается ни на кого, кроме Себя Самого. Веды

называют Господа свашрайашрайа, имея в виду, что Он является собственной опорой, и другой опоры у Него нет. Следовательно, слово авйакта приложимо только к Верховному Господу и ни к кому другому.

 

TЕКСT 30
чарачарауко бхагаван-махидхрам   ахиндра-бандхум салилопагудхам кирита-сахасра-хиранйа-шрнгам

авирбхават каустубха-ратна-гарбхам

 

чара — движущиеся животные; ачара — неподвижные деревья;

оках — место или расположение; бхагават — Личность Бога; махидхрам — гора; ахииндра — Шри Анантадева; бандхум — друг; салила — воды; упагудхам — погруженный; кирита — шлема; сахасра —

тысячи; хиранйа — золотые; шрнгам — вершины; авирбхават — проявленный; каустубха — драгоценный камень Каустубха; ратна-гарбхам — океан.

 

Возвышающийся подобно огромной горе, Господь служит прибежищем для всех движущихся и неподвижных живых существ.

Он — друг змей, ибо Его близким другом является Господь Ананта. Господь, над которым вздымались тысячи голов Ананта-наги,

увенчанных золотыми шлемами, был подобен горе с тысячами золотых пиков. Как горы порою усыпаны драгоценными камнями,

так и Его трансцендентное тело с головы до ног было усыпано

драгоценностями, и как горы иногда погружаются в морскую пучину, так и Господь время от времени скрывается в водах потопа.

 

TЕКСT 31
нивитам амнайа-мадху-врата-шрийа   сва-кирти-маййа вана-малайа харим сурйенду-вайв-агнй-агамам три-дхамабхих   парикрамат-прадханикаир дурасадам

 

нивитам — заключенный; амнайа — ведическая мудрость; мадху- врата-шрийа — сладкие дивные звуки; сва-кирти-маййа — Своим

величием; вана-малайа — цветочная гирлянда; харим — Господа; сурйа — солнце; инду — луна; вайу — воздух; агни — огонь; агамам — недоступный; три-дхамабхих — тремя планетными системами; парикрамат — обходя; прадханикаих — для сражений; дурасадам — чрезвычайно трудно достичь.

 

Глядя на Господа, возвышавшегося, как гора, Брахма понял, что Он — Хари, Личность Бога. Он услышал, как неописуемо прекрасная гирлянда на груди Господа славит Его сладкозвучными гимнами, исполненными ведической мудрости. Его защищал боевой

диск Сударшана, и ни солнце, ни луна, ни воздух, ни огонь не могли даже приблизиться к Нему.

 

TЕКСT 32
тархй эва тан-набхи-сарах-сароджам   атманам амбхах швасанам вийач ча дадарша дево джагато видхата

натах парам лока-висарга-дрштих

 

тархи — поэтому; эва — безусловно; тат — Его; набхи — пупок; сарах — озеро; сароджам — цветок лотоса; атманам — Брахма; амбхах — воды разрушения; швасанам — иссушающий воздух;

вийат — небеса; ча — также; дадарша — взглянул на; девах — полубог; джагатах — вселенной; видхата — вершитель судеб; на — не;

атах парам — за пределами; лока-висарга — сотворение материального космоса; дрштих — взгляд.

 

Увидев Господа, вершитель судеб вселенной Господь Брахма окинул взглядом все творение. Его взору открылось озеро во впадине пупка на животе Господа Вишну, лотос, растущий из него, а

также воды потопа, иссушающий воздух и небеса. Все это предстало у него перед глазами.

 

TЕКСT 33
са карма-биджам раджасопарактах   праджах сисркшанн ийад эва дрштва астауд висаргабхимукхас там идйам

авйакта-вартманй абхивешитатма

 

сах — он (Брахма); карма-биджам — семя материальной деятельности; раджаса упарактах — побуждаемый гуной страсти; праджах — живые существа; сисркшан — желая произвести на свет потомство; ийат — все пять причин творения; эва — так; дрштва —

глядя на; астаут — стал возносить молитвы; висарга — творение, которое следует за творением Господа; абхимукхах — на; там — что; идйам — почитаемый; авйакта — трансцендентном; вартмани — пути; абхивешита — сосредоточив; атма — ум.

 

[При виде этого] Господь Брахма, побуждаемый гуной страсти, загорелся желанием творить. Увидев пять причин творения, на которые ему указал Господь, Верховная Личность Бога, он начал с благоговением возносить Господу молитвы, сосредоточив ум на процессе творения.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Чтобы сотворить что-нибудь в этом мире, даже тот, кто находится в гуне материальной страсти, должен обратиться ко Всевышнему с просьбой даровать ему необходимую для этого энергию. Tолько так можно достичь успеха в любом начинании.

 

Tак заканчивается комментарий Бхактиведанты к восьмой главе Tретьей песни «Шримад-Бхагаватам», которая называется

«Появление Брахмы из Гарбходакашайи Вишну».